Украинский историк и журналист Александр Зинченко решил помочь польской прокуратуре разобраться с обращением главы Института национальной памяти Польши (IPN) Ярослава Шарека относительно информации, которая была изложена в газете Rzeczpospolita под заголовком “Хотят заработать на трагедии в Аушвиц – украинская компьютерная игра под лупой прокуратуры”.
Об этом Зинченко написал в своей колонке на сайте “Историческая правда”.
Как сообщили ведущие польские СМИ, что глава Института национальной памяти Польши Ярослав Шарек обратился к Окружной прокуратуре. Речь идет об очередном пренебрежении польской нации и пропаганде фашистского строя.
Возмущение Ярослав Шарек вызвали рекламные материалы компьютерной игры “Цена Свободы” / “Cost of Freedom”, которую обещает выпустить компания Alies Games.
В Окружной прокуратуре в Варшаве заявили, что в этом деле ведется следствие, собираются доказательства.
“Речь идет о сценах расстрелов и уничтожении заключенных в газовой камере лагеря смерти, в которых звучат формулировки “польские концентрационные лагеря, где честь великой польской нации, где ваша честь, вы польские псы”, – пишет Rzeczpospolita.
Стоит отметить, что еще на День независимости Украины – 24 августа 2018 года – соответствующее депутатское обращение направил к министру культуры и национального наследия, министру внутренних дел, министру иностранных дел и министру юстиции депутат Сейма Юзеф Бринкус из движения Kukiz’15:
“Планируют ли (и как) господа министры отреагировать на надругательство над защищенными законом ценностями, которыми являются доброе имя нации и Государство Польское, принимая во внимание использование в игре ложных формулировок о “польские концентрационные лагеря” и унижение поляков?” – заявил Юзеф.
Журналист Александр Зинкевич попытался найти игру, информацию о ней, а также о ее создателях.
“Сначала я пытался найти сайт фирмы Alies Games, но из этого ничего не вышло. Зато я нашел сайт самой игры “Cost of Freedom” и Youtube-канал с рекламными видео игры”, – отметил он.
По словам Зинкевича, ни в одном из официальных видеороликов никаких фраз, которые цитируют польский депутат Юзеф Бринкус, глава Института национальной памяти Ярослава Шарека и Rzeczpospolita о “псах и польских лагерях”, нет..
Игрок сам выбирает за кого ему играть: за заключенных или надзирателей. Задача наблюдателей – уничтожить заключенных. Задача заключенных – уничтожить надзирателей. Победа какой-то из сторон заранее не запрограммирована.
Никакой нацистской символики в на сайте и опубликованных видео – нет.
Тем не менее журналист Зинкевич все же попытался найти формулировки о “польских лагерях” и “унижении поляков”. По его словам, в официальных материалах игры подобных высказываний нет.
Если задать поиск в Google, то система выдает ссылку на видео “The Cost of Freedom – a game about Polish Death Camps” – “Цена Свободы – игра о польских лагерях смерти” на Youtube-канале пользователя Pierro Cocco.
Как отмечает журналист Александр Зинкевич, в “музыкальном” сопровождении даного видео как раз можно услышать все то, что так не понравилось польским представителям. Но самое интересное то, что все эти слова звучат в видео на польском языке.
Зинкевич также рассказал, что ему удалось связаться с автором игры Дмитрием Дыбиным из Одессы.
Дмитрий подтвердил, что не имеет никакого отношения к ролику на канале Pierro Cocco.
Но член польского парламента Юзеф Бринкус считает иначе: “Официальная страница игры вызвала обширную дискуссию в сети электронных медиа. Благодаря этому известно, что хотя официальным производителем игры является украинская фирма, ее настоящими авторами являются прежде всего русские, а именно некий Дмитрий Дыбин из Одессы, который много лет сотрудичает со студией Studcinemafest Moskow. Эта информация позволяет предположить, что в этом случае может иметь место политическая провокация на международном уровне”.
В свою очередь Дыбин стал отрицать, что имеет отношение к российской компании. В РФ был на студенческом кинофестивале в 2012 году, представлял свои фильмы.
Реакцией польских медиа и политиков относительно его компьютерной игры несколько удивлен. Говорит, что в игре нацистские лагеря называет нацистскими лагерями. Не польскими.
Тем не менее на различных форумах эта провокация набрала обороты. Но скорее всего это просто обычная выходка тролля, который хотел огласки, и наложил на оригинальный видеоролик игры звуковой ряд о “польских концентрационных лагерях”.
Кто же такой этот Pierro Cocco?
Описание YouTube-канала Pierro Cocco на польском: Mój adres do unboxingów różnych rzeczy od fanów: 3 Falcon 1986 ul. Przemysława 13/32 44-286 Wodzisław Śląski Liczę na waszą kreatywność!
Что в переводе: “Рассчитываю на вашу креативность!” и адрес – улица Пшемислава 13/32 44-286 в Водзислав-Сленски (это городок в польской Силезии).
В описании к ролику также упоминается официальный сайт “Cost of Freedom” (www.cof-game.com) и электронный адрес: tterka@mail.ru
YouTube автоматически предлагает в рубрике “похожие каналы” ссылку на канал такого себе Томаша Терки (Tomasz Terka). Еще еще покопаться в Интернете, то можно легко найти страницу, которая о Терке пишет: “Томаш Терка – влогер, комик, паркурщик, пожизненный работник МакДональдс, герой аферы, связанной с письмом, в котором оскорблял семью Кшиштофа Кононовича”.
В день, когда глава Национального института памяти Польши Ярослав Шарек вносит представление в прокуратуру – на канале Pierro Cocco появляется видео под названием “Важная новость для хейтеров из IPN”, где молодой человек говорит измененным голосом.
В подписи к видеоролику говорится: “IPN robi mi loda” [IPN делает мне минет] и ссылки на официальное сообщение о том, как Ярослав Шарек обратился в прокуратуру относительно того видеоролика.
“Что имел в виду этот персонаж, пожалуй, вполне ясно. А вот на что потратила польская прокуратура два месяца – не совсем. Ведь вычислить Томаша Терку, допросить его и проверить, с его компьютера была организована “международная провокация” – это дело одного дня. Это можно было осуществить еще в понедельник 27 августа, если в субботу или воскресенье польская прокуратура не работает”, – рассказывает украинский журналист.
Прокуратура Варшавы по запросу Института национальной памяти взялась за проверку украинской компьютерной игры, действие которой происходит в концлагере Освенцим.