Продолжение цикла статей об украинском правом движении от #БУКВЫ.
Появление “Автономного опора” было связанно с тенденциями юридических запретов на создание нацистских организаций. После нескольких громких нападений на иностранцев, приписанных журналистами активистам “Украинской Национал-трудовой партии”, последняя была снята с регистрации в Минюсте. Лидерами УНТП было принято решение переформатирования организации в востребованное на тот момент в Европе, неформальное движение так называемых “автономных националистов”.
Подразумевалось, что новой партии изначально мешают в полноценной деятельности, а наличие партийного членства поспособствует скорейшему попаданию личных данных активиста в специальные базы МВД и СБУ. Поэтому было предложено отрицание любой партийной деятельности, а деятельность которая, все же, сохранялась, должна была приписываться не к конкретной партии или ее лидерам, а ко всему движению в целом.
За основу организации АО был взят уже имеющийся пример построения “автономных националистов” в Германии и Чехии, где суровое антинацистское законодательство заставляло неонацистов визуально подстраиваться под антифашистов. Использование переделанных на свой лад визуальных атрибутов, свойственных антифашистам и радикальным левым, давали возможность нацистским организациям пролезть в юридическую лазейку для проведения своих акций.
Объявлялось, что автономные националисты также, как и уличные левые движения (анархисты), отрекаются от любых политических партий. На практике же члены “автономов” в Украине были тесно вплетены в структуру ВО “Свобода”, как уличного молодежного актива. Считается, что львовский депутат от “Свободы” Юрий Михальчишин обязан своим положением деятельности членов “Автономного Опора” во Львове. Благодаря своей активности – участию в антизастроечной и экологической деятельности, созданию проблем местным чиновникам (еще представителям старой власти) – активисты АО стали пользоваться огромной, по украинским меркам, популярностью среди горожан. Для них автоматически подразумевалось, что АО и “Свобода” – нераздельная структура и, поэтому, “Свобода” достойна получения голосов от львовских избирателей.
Конфликты АО с другими правыми движениями начались с момента осознания неспособности “Свободы” реально повлиять на социальные проблемы, о которых она заявляла. Попав в большую политику функционеры “Свободы” продолжили традицию сотрудничества с властью и полностью заменили собой вытесненных из коррупционных схем политических оппонентов. После того, как АО не снизил социальной активности, сделав объектом своей критики националистов “Свободы”, последняя спровоцироваласитуацию, в которой активисты АО сталицелью уличного насилия со стороны более многочисленных правых (в основном футбольных хулиганов львовского ФК “Карпаты”), среди которых “Свобода” продолжала пользоваться авторитетом.
Первоначальное копирование “Автономным опором” левых шаблонов в организационной структуре, заставили активистов принимать участие в профсоюзной и другой социальной деятельности, свойственной исключительно левым. В понимании активистов других политических организаций, АО постепенно переходил от заявленного национализма, ко все более и более коммунистическим позициям. Копание в истории и УПА дало идеологамАО возможность объявить УПА и Бандеру сторонниками социалистических идей. Это, по мнению членов организации, в свою очередь, обязывает всех “бандеровцев” строить свою социальную политику на принципах непартийного социализма. Это вызвало фурор в правой среде и после долгих личных разбирательств было объявлено, что “Автономний Опір” – это левая антифашистская структура и,потому, никакое сотрудничество националистов с ними невозможно.
Несмотря на то, что сейчас левые считают АО родственной организацией, а “автономы” имеют личные и организационные связи с другими левыми, они не отказываются от национализма и трактуют его, в особенности с началом военного конфликта на востоке Украины, в левом, антиимпериалистическом ключе. В деятельности УПА активисты Опора, проводят аналогии с левыми национально-освободительными движениями Латинской Америки и других регионов. Но, в целом, АО продолжает визуально использовать старую, принятую еще в правые времена, символику и принимать участие в типичных правых событиях, как, например, день памяти создания дивизии СС “Галичина” 28 апреля, называемый ими “Марш вышиванок”.
Читайте также наши материалы о “Трызубе имени Бандеры”, УНСО, “Братстве”,“Патриоте Украины” и УНТП.