Думки
Как «маленький Джонси» стал врагом СССР: история журналиста, рассказавшего о Голодоморе
20 ноября в киевской галерее “Лавра” открылась выставка, посвященная британскому корреспонденту Гарету Джонсу – первому иностранному журналисту, открыто заявившему о Голодоморе в Украине 1932-1933 гг. Она приурочена ко Дню памяти жертв Голодомора. #Буквы собрали известные факты из биографии журналиста. Гарет Джонс родился 13 августа 1905 года. Он окончил Кембриджский университет в 1929-м. Имел отличные оценки […]
Субота, 24 листопада 2018, 22:25

20 ноября в киевской галерее “Лавра” открылась выставка, посвященная британскому корреспонденту Гарету Джонсу – первому иностранному журналисту, открыто заявившему о Голодоморе в Украине 1932-1933 гг. Она приурочена ко Дню памяти жертв Голодомора. #Буквы собрали известные факты из биографии журналиста.

Гарет Джонс родился 13 августа 1905 года. Он окончил Кембриджский университет в 1929-м. Имел отличные оценки по французскому, русскому и немецкому языках. 1 января 1930 года Джонс начал работать в качестве советника Дэвида Ллойд Джорджа. Тот занимал пост премьер-министра Великобритании в 1916-1922 годах.

С 1930 по 1933 гг. Гарет трижды посещал Советский Союз – тогда его на Западе называли Россией. Свои наблюдения он записывал в небольшие блокноты. В 1930-м Джонс рассказал о впечатлениях Ллойд Джорджу, а тот – Филипу Керру, своему другу и тогдашнему послу Британии в США. Керр рекомендовал Гарету опубликовать статьи в “Таймс”. Изначально материалы носили нейтральный характер. 

Гарет Джонс (справа) прогуливается со своим последним работодателем – медиамагнатом Уильямом Херстом в 1934 году. Фото: garethjones.org 

В 1931-м журналиста нанял американский PR-эксперт Айви Ли и отправил в СССР сопровождать молодого Джека Хайнца II – наследника компании H. J. Heinz из американской Пенсильвании. Бизнесмен и Гарет вместе спали на полу крестьянских домов и видели, как начинается Голод.

Один из агитационных плакатов из коллекции Джонса. Он покупал их во время поездки в СССР в 1931 году. Фото: garethjones.org

Хайнц взял записки Гарета и в начале 1932 года анонимно опубликовал, добавив предисловие от имени журналиста. Но тут разразилась Великая депрессия, Ли разорвал контракт с Джонсом, и тот вернулся обратно в Британию.

14 сентября 1932 года Гарет написал оттуда в письме к Ли: “Урожай собрать не удалось, и эта зима, вероятно, принесет большой голод для миллионов. В настоящий момент Украина голодает”.

В октябре журналист раздобыл “Известия”, которые писали, что голод продолжается. Слухи об этом быстро распространились среди британской интеллигенции. Гарет Джонс опубликовал серию статей под названием “Будет ли суп?”, чтобы осветить предстоящий зимний кризис. В первой –  от 15 октября – говорится:

“Будет ли суп?” – это вопрос, который задают мужчины и женщины Советского Союза с тревогой и страхом. Вот что я прочитал в “Известиях” о Донбассе: в магазинах Макеевки жены рабочих ждут овощей. Время от времени мимо проезжает загруженный грузовик. Очередной шофер пытается успокоить женщину: “Теперь не волнуйтесь, товарищ домохозяйка!” Но она смотрит на пустую корзину, думает о зиме, думает о капусте, картофеле и помидорах и задает один вопрос: “Будет ли суп?”

В той же статье он вспоминает о своих путешествиях по Украине:

“Я увидел свет в окне деревянной хижины, постучал, вошел внутрь и увидел группу крестьян. “Достаточно ли еды в России ?” – спросил. Крестьянка рассердилась и сказала: “Конечно, нет. Где ж ей взяться? Они отобрали у нас землю, чтобы создать колхозы. Нам нужна наша собственная земля. И посмотрите, что сделали с коровами. У моего мужа была прекрасная корова. Они забрали ее вместе с остальными, и теперь она тощая и дает мало молока”.

А в марте 1933-го Джонс поехал в Советский Союз в третий раз. В Украину иностранных журналистов не пускали. Джонс купил билет как обычный гражданин. Не доезжая до Харькова, сошел с поезда и начал обследовать села. Прошел около 65 км. 

“Хлеба нет”

27 марта издание Manchester Guardian опубликовало несколько анонимных статей о Голоде в СССР. Их автором был Малкольм Маггаридж, работавший в Москве. Но они не были замечены. Позже он напишет мемуары, в одном из персонажей которых можно узнать 27-летнего Джонса. Правда, в книге он намного старше, курит и пьет.

В то время международную шумиху подняла пресс-конференция Джонса в Берлине 29 марта 1933 года. Во многом этому способствовало знакомство журналиста с Ллойд Джорджем. В США материал выступления Гарета опубликовали как эксклюзив. New York Evening Post озаглавил статью “Голод захватывает Россию. Миллионы умирают”.

“Россию захватывает голод, и это будет катастрофа на уровне 1921 года, когда умерли миллионы, сообщает британский корреспондент Гарет Джонс. Смерть надвигается из-за голода в колоссальном масштабе, террора и безработицы. Арест британских инженеров в Москве – это показатель паники. Условия становятся хуже, чем в 1921 году. Миллионы умирают от голода”, – говорится в статье. Журналисты имели ввиду, что в середине марта советские правоохранители задержали нескольких британцев и россиян по подозрению в промышленном шпионаже на предприятии “Метро-Виккерс”, которое производило генераторы, турбины, трансформаторы и другое электрическое оборудование.

“Снег лежал вокруг, когда я начал свое путешествие по деревням Украины, которая когда-то кормила Европу и была известна как житница мира. Я решил идти по железнодорожным путям. Первые слова, которые я слышал, были зловещими, потому что старая крестьянка, с трудом идущая по дороге, ответила на мое приветствие фразой: “Хлеба нет”. “Два месяца у нас не было хлеба”, – добавила она тем глубоким кричащим голосом, который есть у большинства крестьянских женщин. “Многие умирают в деревне. В некоторых домах есть картофель, но у многих из нас остался только корм для скота, и это будет продолжаться еще не один месяц”, – говорится в статье Джонса под названием THERE IS NO BREAD, опубликованной в марте 1933-го. 

В ней же он рассказывает о пухнущих от голода детях. О мужчинах, которые жалуются, что вынуждены есть фураж и кормовую свеклу, что пришлось пожертвовать скотиной ради выживания и что ночью ходить опасно – бродят бандиты. Жители украинских сел посоветовали журналисту пойти на Юг – посмотреть, что даже там люди голодают.

В других статьях Джонс пишет о восстаниях крестьян, которые отказывались формировать колхозы. Для их подавления отправляли солдат, но те отказывались стрелять в людей. Тогда из города привозили комсомольцев. И такие вспышки неповиновения были по всей Украине. Люди говорили, что голод – это не вина природы. Это вина коммунистов. Также журналист вспоминает историю мальчика, который сдал мать милиции за то, что она выщипывала колоски на поле. И его почитали как героя.

Нападки коллег и новые публикации

За публикации и выступления о Голодоморе на журналиста набросились его коллеги, которые работали иностранными корреспондентами в СССР. В том числе и победитель Пулитцеровской премии 1932 года, корреспондент New York Times Уолтер Дюранти. Он был главой московского отделения газеты.

Юджин Лайонс в своей книге “Задание в утопии” в 1937 году писал, что Джонс получал информацию о Голодоморе не столько из личных наблюдений, сколько со слов коллег, с которыми встречался в Москве. Они знали о ситуации, но не могли передать информацию на Запад. Все, что должно было телеграфироваться, проверял цензор Константин Уманский. Лайонс вспоминал, как составляли текст опровержения статей Гарета. 

“Это было вечером. Константин Уманский, сама любезность, согласился встретиться с нами в номере одного из корреспондентов. Он знал, что имеет стратегическое преимущество перед нами из-за истории с Метро-Викерс. Он мог позволить себе быть любезным. Тогда мы вынуждены были подыгрывать чиновникам, и говорить о голоде было бы профессиональным самоубийством. Мы долго торговались в духе джентльменского “ты – мне, я – тебе”, озаренные золотозубой улыбкой Уманского, и наконец выработали формулу опровержения. В довольно иносказательных выражениях, чтобы потешить нашу совесть, мы признали, что чертов Джонс – лжец. Покончив с грязным делом, кто-то заказал водку и закуски, Уманский присоединился к празднованию, и компания не расходилась до утра”, – писал Лайонс.

Опровержение строилось на том, что статьи Гарета – это месть Британии за арестованных инженеров. 31 марта New York Times опубликовала статью “Русские голодны, но не умирают от голода“. Газета утверждала, что заявления Джонса – лишь шаг в дипломатической войне.

“Мистер Джонс человек остроумный и пытливый, он выучил русский язык, на котором говорит бегло. Но его мнение было несколько поспешным. Оказалось, что он совершил сорокамильную прогулку по деревням в окрестностях Харькова и нашел условия печальными. Он сказал мне, что в деревнях, которые он посещал, практически не было хлеба, и что взрослые были изможденными и обескураженными, но что он не видел мертвых или умирающих животных или людей. Я ему поверил, потому что я знал, что это происходит не только в некоторых частях Украины, но на Северном Кавказе и Нижнем Поволжье, и, если уж на то пошло, в Казахстане, где есть попытки изменить способ жизни кочевников”, – говорилось в статье авторства Дюранти.

Работа иностранного корреспондента – показывать ситуацию в стране в целом, а не ее часть. А в общем в России все не так критично, подводился итог в статье. 

Впоследствии в открытом письме к New York Times Джонс подтвердил, что лично наблюдал голод. Он добавил, что журналистов цензура превратила в “мастеров эвфемизма”, то есть сделала способными скрыть неприятные понятия за нейтральными словами.

“Вам будет очень приятно услышать, что безобидный маленький “Джонси” стал видной особой в “черном списке” ОГПУ и ему запрещено въезжать в Советский Союз. Я слышал, что в длинный список преступлений, которые я совершил, зачислили также шпионаж. Литвинов (министр иностранных дел СССР Максим Литвинов, – ред.) отправил специальную телеграмму в советское посольство в Лондоне, чтобы заставить их направить самые строгие жалобы на меня господину Ллойд Джорджу”, – иронизировал Гарет в письме к своему другу в 1934 году.

Вскоре от него отвернулись все коллеги и бывший шеф Ллойд Джордж. Журналист работал в небольшой газете в Уэльсе. Он выступил в нью-йоркском офисе Института по международным вопросам во время путешествия по США. Речь называлась “Изгнание пяти миллионов кулаков было одним из самых жестоких преступлений в европейской истории”. На него обратил внимание владелец газетной империи Уильям Херст и попросил еще раз написать статьи о Голоде в Советском Союзе.

В 1935-м в New York American и Los Angeles Examiner выходит статья Джонса с названием “Голод России” и подзаголовками “Что скрывается за волной официальных убийств, последовавших за убийством Кирова. Ужасный голод крестьян, засвидетельствованный бывшим советником Ллойд Джорджа”.

В Sunday American и Los Angeles Examiner вышла статья “НЕТ ХЛЕБА – кричит Гарет Джонс о голоде по всей Украине”. В этой статье Джонс впервые употребил фразу man-made famine. В 1933 году в Boston Sunday Advertiser использовали похожую фразу famine man-made, когда писали статью по материалам Гарета. Обе фразы можно считать первыми аналогами слова Голодомор.

Третья статья – “Красные оставляют крестьян голодать” вышла в New York American и Los Angeles Examiner. В 1935-м Джонс путешествовал по Азии. В Японии он познакомился с журналистом Гюнтером Штайном, который предоставил ему жилье. Возможно, он был советским шпионом. Во время путешествия по оккупированной Японией Внутренней Монголии Гарета похитили вместе с немецким журналистом Гербертом Мюллером. На самом деле это был коммунист, представитель Третьего Коминтерна в Китае. Он работал там под псевдонимом “Гордон” и руководил тайной курьерской службой. Мюллера вскоре отпустили. Джонса расстреляли за день до его Дня рождения – 12 августа.

Фальшивые факты и фейковые фото – как Союз боролся с правдой о Голоде

Работы Гарета Джонса вызвали бурную реакцию в западной прессе. Издание The Daily Express в апреле 1933-го разразилось целым шквалом заголовков: “Настоящая правда о России в последнее время: секреты Кремля: в тени катастрофы: обвинения в шпионаже и взяточничестве”, “Хлеба! Мы умираем: парламент немедленно начинает контроль российского импорта”. “Искусственный голод. Создание советских колхозов вызвало голод в России. Человеческий фактор игнорируется в пятилетке”, написало издание Boston Sunday Advertiser.

Фото дневника Джонса за 1933 год 

Для сравнения, Уолтер Дюранти написал статью, озаглавленную “Кризис в социализации сельского хозяйства” в 1932 году. Он признал, что “… пятилетний план столкнулся с неожиданным препятствием: большим и растущим дефицитом продовольствия в городах и cелах”. Но в той же статье заявил: “Голода нет и не может быть”.

“В заключение Дюранти отметил, что по соглашению с New York Times и советскими властями его материалы всегда отражают официальную позицию советского режима, а не его собственную”, – написал госсекретарю в Вашингтон Элфрид Вилл Клифот, американский консул в Берлине, после личной встречи с журналистом в 1933 году.

На последние статьи Джонса о Голоде, опубликованные в 1935 году, Дюранти и другие симпатизирующие СССР журналисты не ответили. Вместо этого в США появился некий Томас Волкер. Он утверждал, будто привез из Советского Союза фотографии голодающих и пять материалов о происходящем. Однако оказалось, что такой человек никогда не был в СССР, настоящее имя автора – Роберт Грин. А его фото – фейк. Эту выходку оценивают как попытку дискредитировать работу Гарета Джонса.

“Мир знал о голоде. Другое дело, насколько он хотел говорить”

“Мир знал о голоде. Другое дело, насколько он хотел говорить. К сожалению, не хотел. И к сожалению, такая отвага, как у журналиста Гарета Джонса, не разбудила мир”, – сказал во время открытия выставки “Гарет Джонс. Дневник” Владимир Вятрович, глава Украинского института национальной памяти.

Экспонаты выставки  “Гарет Джонс. Дневник”. Она будет работать до 10 декабря. Фото: Realist

“Мы выбрали формат говорить о сложной и мучительной странице нашей истории с помощью визуальных вещей, и мы позволили себе сказать об этом честно, не дистанцируясь от эмоций, говорить с той болью, которую мы чувствуем”, – объяснила идею куратор проекта Анастасия Гайдукевич-Качуро.

Стоит отметить, что украинская кинокомпания Kinorob (Film.ua Group) снимает исторический триллер “Гарет Джонс”, режиссером которого является Агнешка Холланд. В 2011-м вышел ее фильм “В темноте” о Львове во времена Второй Мировой. 

Над лентой о журналисте работают украинские, польские и британские кинематографисты. Выйти на экраны фильм должен в следующем году.

Британский актер Джеймс Нортон играет Гарета Джонса. Фото: из открытых источников

В главных ролях в фильме снимаются: исполнитель роли Андрея Болконского в британской экранизации “Войны и мира” Джеймс Нортон, Ванесса Кирби (снималась в фантастическом боевике “Восхождение Юпитер” и сериале “Корона”), украинские актеры Яков Ткаченко (Славик из фильма “Припутни”), Олег Драч (один из основателей Львовского академического театра им. Леся Курбаса, играл в “Киборгах”, “Железной сотне” и “Молитве за гетмана Мазепу”) и другие.

Film.ua Group планирует начать социально-просветительский проект, чтобы популяризировать фигуру Гарета Джонса в Украине и мире. В следующем году планируется установить журналисту памятник и переименовать одну из улиц Киева в его честь. В 2020-м учредят Международную журналистскую премию имени Гарета Джонса за объективное, смелое и беспристрастное освещение происходящих в Украине событий. 

Теги: Гарет Джонс, виставка, журналіст, история

Межа у YouTube

Підписатись