Думки
«Путинизация Польши». Останется ли Украина без «главного адвоката» в ЕС
Петро Жижиян Журналіст
На своем вчерашнем заседании Еврокомиссия постановила начать проверку польского закона об ограничении полномочий Конституционного суда и запросила информацию об изменениях в законе об общественных СМИ. Теперь, согласно 7-й статье Договора о ЕС, Польшу при худшем варианте развития событий может ожидать лишение права голоса в  Совете ЕС. Обеспокоенность ЕС вызвана, прежде всего, последними событиями, которые происходят […]
Четвер, 14 січня 2016, 11:30

На своем вчерашнем заседании Еврокомиссия постановила начать проверку польского закона об ограничении полномочий Конституционного суда и запросила информацию об изменениях в законе об общественных СМИ. Теперь, согласно 7-й статье Договора о ЕС, Польшу при худшем варианте развития событий может ожидать лишение права голоса в  Совете ЕС. Обеспокоенность ЕС вызвана, прежде всего, последними событиями, которые происходят во внутренней политике Польши.

На протяжении последних двух месяцев Польша переживает серьезные изменения во внутренней политике, которые в Европе уже успели назвать по-разному.

В декабре глава Европарламента Мартин Шульц заявил, что события в Польше имеют “характер государственного переворота”, а  уже в январе он выразился намного проще и очень конкретно. Несколько дней назад, 10 января, Шульц назвал последние политические события в Польше “управляемой демократией в стиле Путина, опасной “путинизацией” европейской политики”.

Попробуем и мы разобраться с тем, как случилось так, что приход к власти партии “Право и справедливость” с ярко выраженной антироссийской риторикой закончился “путинизацией”.

Все началось с того, что благодаря победе на последних парламентских выборах партия “Право и справедливость” получила абсолютное большинство в Сейме и возможность самостоятельно сформировать правительство. В целом три из пяти партий, которые сформировали нынешний созыв польского парламента, можно смело назвать евроскептиками. Жесткая националистическая риторика “Права и справедливости” в нынешнем парламенте Польши органично дополнена голосами других евроскептиков: Польской крестьянской партии, а также партии Kukiz`15, которая набрала ни много ни мало – 8,81 % голосов избирателей.

Последняя партия, которая названа в честь своего основателя – польского рок-музыканта Павла Кукиза. Об этом персонаже на политической авансцене Польши (о партии, не о музыканте) достаточно сказать пока только то, что кандидаты от этой партии подписывали специальный Государственный контракт, в котором обязались требовать ужесточения иммиграционной политики, содействовать “сохранению культурной и этнической сплоченности нации”, а также “стремиться к независимости Польши от ЕС”.

Точкой отсчета скандала с КС Польши можно считать 8 октября 2015 года, когда коалиция “Гражданской платформы” и Польской крестьянской партии избрала 5 новых членов коллегии Конституционного суда на место судей, срок полномочий которых истекал в ноябре и декабре 2015 года.

После прихода к власти “ПиС” в ночь с 25 на 26 ноября Сейм аннулировал выборы пяти судей КС, которые были утверждены парламентом предыдущего созыва.

Решение о переизбрании судей было поддержано партией “Право и справедливость” и клубом Kukiz`15. Депутаты партии “Современная” и Польской крестьянской партии выступили против такого решения. Показательно то, что представители “Гражданской платформы” в знак протеста покинули зал заседания парламента во время обсуждения соответствующего законопроекта.

События развивались стремительно. Второго декабря польский парламент избрал четырех новых судей, предложенных “Правом и справедливостью”. Той же ночью в присутствии президента Польши Анджея Дуды они принесли присягу. И вот уже 9 декабря президент Анджей Дуда принял присягу пятого судьи, избранного “Правом и справедливостью”.

Таким образом, переформатирование КС Польши, который, напомним, состоит из 15 судей, завершилось.

Польская общественность была возмущена – на демонстрации протеста в декабре вышли тысячи людей. Митинг в Варшаве 13 декабря собрал 50 тысяч демонстрантов, а 19 декабря тысячи поляков вышли на улицы уже более десятка польских городов.

Но польских правых протесты общественности не остановили. Премьер-министр Беата Шидло (которая, как оказалось, не знает даты вступления Польши в ЕС) заявила, что протестующие защищают интересы крупного капитала и тех людей, которые потеряли власть. А лидер “ПиС” Ярослав Качиньский назвал критиков действий нынешнего большинства “второсортными поляками”, намекая на депутатов Европарламента от Польши, которые использовали свое влияние для того, чтобы инициировать в ЕС обсуждение угроз для демократии в Польше. Таких “второсортных поляков” Качиньский называет просто – предателями, у которых измена “в крови”.

Кроме перетасовок состава суда и эмоциональных заявлений, новая польская власть закрепляет успех. Накануне Рождества, 24 декабря, Сенат Польши принял без изменений поправки к закону о Конституционном суде авторства “Права и справедливости”. Новый закон предусматривает, что кворум суда теперь будет состоять минимум из 13 судей вместо девяти, как было раньше. Решения должны приниматься большинством в 2/3 голосов судей, а во многих случаях в полном составе судей.

Путем такой нехитрой комбинации польские правые “развели, как котят” либералов “Гражданской платформы”, которые наивно полагали, что благодаря “своим” представителям в КС получится сохранять баланс интересов.

Казалось бы, после того, как фактически был получен контроль над КС, нужно взять передышку, дать “второсортным” предателям Отчизны передохнуть и смириться с тем, что в Польше наступает эра “Права и справедливости”.

Ничего подобного! Дуда и компания не останавливаются и решают, что “в течение последних 8 лет в польских СМИ не было плюрализма”. Поэтому нужно восстановить “Право и справедливость” и в этой сфере. Для этого консерваторы решили преподнести “истерзанной засильем свободы” польской демократии новогодний подарок – новый закон об общественных СМИ.

Сейм проголосовал за закон 30 декабря, а уже 31 декабря он был утвержден Сенатом. Закон предусматривает, среди прочего, досрочное окончание полномочий членов правления и наблюдательного совета Польского телевидения и Польского радио. Отныне члены правления и наблюдательного совета государственных СМИ будут утверждаться министром госказны на его усмотрение и на неограниченный срок. Новый закон фактически делает общественные СМИ полностью государственными, поскольку отменяет их статус акционерных обществ.

В ответ на принятие законов директора государственных телеканалов подали в отставку. И снова на улицах польских городов многотысячные митинги протестов, Европа снова критикует и шлет письма, которые польское правительство игнорирует. В итоге – 7 января Анджей Дуда подписывает закон.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Польше проходят массовые протесты против скандального закона о СМИ

Самое яркое определение причин, почему закон о государственных СМИ был утвержден так быстро, дал глава фракции “ПиС” в Сейме Ришард Терлецкий, который заявил, что в “последние недели, в связи с вопросами вокруг Конституционного суда, мы наблюдали крайнюю расхлябанность в работе общественных СМИ”.

Поэтому, по его мнению, реформирование общественных СМИ “требует спешки, потому что, если СМИ себе придумали, что и последующие недели будут развлекать поляков критикой наших изменений или наших проектов изменений, то надо это прекратить. Общественные СМИ созданы не для того, чтобы быть стороной в политическом споре, а для того, чтобы честно информировать граждан, а они, по моему мнению, этого не делают”.

Отметим, пока вчера Еврокомиссия принимала свое решение, в польском Сейме журналистам запретили доступ в кулуары “в целях безопасности”. Беречь в кулуарах польского парламента будут, скорее всего, чистоту помыслов настоящих польских “государственников”, которые и за право, и за справедливость.

Напоследок остается только сказать, что вчерашнее решение ЕК о начале соблюдения принципа верховенства права предусматривает, прежде всего, “структурированный диалог с государством-членом”. И только лишь в том случае, “если государство не реагирует на предупреждения”, ЕК инициирует процедуру, которая может привести даже к лишению права голоса.

Впрочем, пока что не стоит ожидать того, что Польша потеряет право голоса в ЕС. Но за счет чего наш сосед собирается сохранять нормальный диалог с Брюсселем в политической плоскости, хотя бы в ближайшее время, – непонятно.

Отношение новой польской власти к ЕС очень точно описал обозреватель Gazety Wyborczej Ярослав Курский. Он, комментируя действия новой власти, написал, что “партия “ПиС” к ЕС относится расчетливо и цинично: европейским деньгам говорим – да, европейским ценностям говорим – нет”.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Глава МИД Польши назвал президента Европарламента “малообразованным человеком”

Последние события развенчали миф об устоявшейся демократии в Польше. Репутация страны, которую до этого момента можно было считать, хоть и с натяжкой, оплотом европейских ценностей на “диком Востоке”, сильно пострадала. И пятно на этой репутации смоется не скоро.

Опасения относительно того, что Польша после прихода к власти “Права и справедливости” не сможет и дальше играть роль “адвоката Украины в ЕС”, становятся реальными. Пока Качиньский, Дуда и их компания “поднимают Польшу с колен”, Украина, не по собственной воле, потихоньку теряет своего чуть ли не единственного реального союзника в Европе.

Теги: Анджей Дуда, ЗМІ, Польща, Качиньский, ПиС

Межа у YouTube

Підписатись