17 марта исполняется 100 лет со дня основания Украинской Центральной Рады. Несмотря на то, что этот орган просуществовал немногим больше года, его история была чрезвычайно насыщенной – эпоха обязывала. #Буквы вспоминают 10 фактов об УЦР, которые позволят в полной мере ощутить этот дух времени.
1. ПЕРВОГО ГЛАВУ РАДЫ ВЫБРАЛИ ЗАОЧНО
Несмотря на то, что имя Михаила Грушевского неизменно ассоциируется с УЦР и историей Украинской Революции в целом, на собрании, когда была учреждена Рада, он не присутствовал. 17 марта (по старому стилю – 4-го) ее создали представители различных украинских партий, гражданских и культурных организаций, армии, духовенства и студенчества. Сборы проходили в помещении “Украинского клуба” (ул. Владимирская, 42).
Инициатором создания такого представительского органа стало Товарищество украинских прогрессистов. Его члены были сторонниками автономизации Украины (“автономисты”), но некоторые поддержали Николая Михновского, настаивавшего на необходимости срочного отделения от федерации (“самостийныки”).
Где же в это время был Грушевский? Еще в 1914 году его как “австрийского шпиона” сослали в Симбирск. Там не было даже минимальных условий для ведения научной работы, поэтому семье Грушевского с большим трудом удалось добиться его перевода в университетскую Казань. Но в ней историку категорически не подошел климат, так что летом 1916 года ему дали возможность перебраться в Москву, а в феврале 1917 года его ссылка закончилась вместе с падением царского режима. Пока Грушевский не приехал в Киев, организаторы Рады держали с ним связь через жену.
2. ЗАХОДЯТ КАК-ТО В ЗАЛ 800 ДЕПУТАТОВ…
Действительно, полный состав ЦР до осени 1917 года включал около 800 представителей (в некоторых источниках – 822 и даже 848, а по данным мандатной комиссии шестых общих сборов – 798). Не все мандаты были использованы, так что реальный список был несколько короче – порядка 600, плюс 4 человека с правом решающего голоса. Наибольшее число мест в УЦР получила Всеукраинская рада сельских депутатов (больше 200) и Всеукраинская рада военных депутатов (больше 150).
Первый Генеральный секретариат УЦР
Кроме множества представителей непартийных формирований, в УЦР выделялись члены упомянутого Товарищества украинских прогрессистов (позже переименованного в Союз автономистов-федералистов), Украинской партии социалистов-революционеров, Украинской социал-демократической рабочей партии и Украинской народной партии. Постоянную работу между сессиями вела т. н. “Малая Рада” из 20 человек – в основном представителей интеллигенции, в отличие от разношерстной “Большой Рады”.
3. КОНЕЧНО, НЕ ОБХОДИЛОСЬ БЕЗ СТЫЧЕК
Историки в целом согласны, что общие собрания оказались малоэффективной структурой: порой всплески политических эмоций едва не доходили до драк. Некоторые сессионные заседания превращались в митинги. Для того, чтобы составить впечатление об этих сборах, достаточно почитать некоторые протоколы.
Вот, к примеру, обсуждение проекта II Универсала:
После речи т. Ковалевского произошел инцидент. Настроение у присутствующих очень нервное и приподнятое. Выступающий Христюк начинает говорить о том, чтоб не вести никаких переговоров. Предлагает вынести резолюцию в том смысле, что мы считаем переговоры прерванными. В секторе с.-д. начинается шум. Слышно выкрики “Хватит! Не надо! Вон!” К трибуне подбегает со сжатыми кулаками М. Авдиенко. Другие его задерживают. Шум продолжается. Глава долго звонит.
4. “ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С КРЫМОМ”
Этнические украинцы получили порядка 75 % мандатов, остальные 25 % были распределены между национальными меньшинствами. Россиянам досталось 14 %, евреям – 6 %, полякам – 2,5 % (правда, этим национальностям мандаты давались не по национальным квотам, а благодаря членству в общественных организациях), 4 места получили молдаване, по 3 – татары и немцы; по одному – греки, чехи и белорусы. К тому же, Первый универсал Украинской Центральной Рады призывал украинцев к поиску взаимопонимания с демократическими силами других наций.
Одним из примеров такого взаимопонимания стала обоюдная поддержка УЦР и Мусульманского исполкома Крыма: украинцы выразили солидарность с национальным самоопределением татар, и наоборот. После проведения Съезда порабощенных народов России (сентябрь 1917 года) УЦР отправила крымским татарам такую телеграмму: “Поздравляем вас с Крымом, потому что видим там жизненные силы. Можете руководить Крымом так, как вам захочется”.
5. “СЕПАРАТИСТСКИЙ ДОКУМЕНТ”
Так во Временном правительстве России охарактеризовали Первый универсал УЦР, принятый на Всеукраинском военном съезде. Этот программный документ был издан 23 июня 1917 года; его автором выступил Владимир Винниченко. Несмотря на осуждение со стороны россиян, I Универсал по духу был вполне автономистским, а не “самостийницким”: в нем четко прописывалось, что украинский народ будет строить свою жизнь “не отделяясь от России”.
Этот документ определял важные шаги Центральной рады, которая отныне провозглашалась высшим органом государственной власти в Украине: он призывал к созыву Всеукраинского учредительного собрания и переизбранию местных администраций. На съезде также зашла речь о создании национальной армии. Однако члены УЦР не забывали и о финансовых вопросах.
6. ПОЖЕРТВУЙТЕ 75 КОПЕЕК!
Как известно, 26 марта 1917 года российское Временное правительство объявило “Заём свободы”, в рамках которого планировалось за счет населения покрыть военные расходы и погасить долги. Но еще раньше, 12 марта, Украинская Центральная Рада объявила сбор средств на основание Национального фонда. Поскольку молодая УЦР не имела наличных средств даже для того, чтобы обеспечить свою работу, приходилось полагаться на пожертвования сознательных граждан. С посетителей Педагогического музея, где заседал орган, например, взималось от 75 копеек – но только по согласию. В I Универсале также провозглашалась необходимость формирования национального бюджета путем взимания налогов.
Педагогический музей (фото 1913 года)
7. “ТРОЯНСКИЙ ПОЛК”
Какими бы неспокойными ни были первые полгода работы Рады, Октябрьская революция в Петрограде окончательно смешала ей карты. После этого УЦР объявила о создании автономной Украинской Народной Республики.
Открытка УНР (1917)
Поначалу противостояние УНР с захватившими власть в России большевиками ограничивалось идеологическими пикировками. Так, с октября 1917 года по февраль 1918-го на страницах большевистских газет появилось около 500 статей и фельетонов, направленных против украинского парламента. Такая пропаганда действовала: в этот период численность большевистских партийных организаций в Украине увеличилась на 20 тыс. человек и достигла порядка 70 тысяч.
Неудивительно, что из-за этого в начале Гражданской войны страдал боевой дух украинских военных формирований. Особенно показательной выглядит история с полком гетьмана Орлика. Историки писали, что это был своего рода троянский конь, которого московские большевики отправили в Киев, предварительно промыв солдатам мозги агитацией. В Киеве “троянский полк” вызвал подозрения, и его в полном составе отправили в Екатеринослав, где с началом военных действий он спешно провозгласил нейтралитет, похоронив надежды местных на защиту национального дела.
8. ЧУЖИЕ ВЫГНАЛИ ИЗ КИЕВА, СВОИ – ИЗ ЖИТОМИРА
Как известно, подписанный в январе 1918 года IV универсал положил конец автономистской риторике в УНР и провозгласил независимость республики. Однако кровавые бои между украинскими и советскими солдатами в Киеве вынудили УЦР начать эвакуацию. Поскольку повсюду спешно устанавливалась советская власть, украинских чиновников встречали крайне неприветливо. Так, городская дума Житомира попросила членов УЦР покинуть город, опасаясь мести большевиков – и депутатам пришлось ехать через Сарны в Коростень.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Порошенко рассказал о причинах поражения Украинской революции 1917-1921 годов
В этот период члены Рады узнают о подписании Брестского мира: как ни больно было это осознавать, но теперь единственным способом вернуться в Киев для УЦР было союзничество с немцами. Член украинской делегации на брестских переговорах вспоминает, как под Сарнами передал Грушевскому последние новости: тот, узнав об окончании войны, расплакался – когда-то его обвиняли в работе на Австрию, а теперь этому обвинению как будто бы суждено сбыться. Сам глава УЦР вспоминает отчаяние своих коллег, когда вместо “желанных сечевых стрельцов и украинских полков” новообретенные союзники начали присылать свои собственные, а также польские и венгерские полки, с которыми у местных тут и там назревали конфликты.
9. В МОСКВУ УЕХАЛИ ВАГОНЫ С ДРАГОЦЕННОСТЯМИ
Власть УНР вернулась в Киев, и пришел черед эвакуироваться Народному секретариату. По неполным данным, за время отсутствия Украинской Центральной Рады в российские губернии вывезли 7 миллионов пудов различных ценных вещей (около 115 тысяч тонн).
Из одного лишь Екатеринослава “эвакуировали” денег и драгоценностей на 37 млн карбованцев. В Советскую Россию было переведено 714 паровозов с 7104 груженых и 1930 пустых вагонов. Средства вывозились из Киева, Полтавы, Харькова и других городов в Москву, Самару, Саратов, Воронеж и Нижний Новгород – это были кредитные билеты, казначейские обязательства, векселя и т. д.
10. ПОКУШЕНИЕ НА ГРУШЕВСКОГО
Последние дни Центральной рады были насыщенными: Грушевский уделил внимание разработке Конституции УНР, которая была принята 29 апреля 1918 года. По иронии судьбы, это был последний день существования Украинской Центральной Рады: ее распустил захвативший власть генерал Скоропадский, при поддержке немецких войск объявивший себя гетьманом Украины.
Спустя несколько дней на Грушевского, уже утратившего власть, было совершено покушение. Бросившийся на него молодчик хотел ударить Грушевского штыком, но ранил его супругу Марию. Она поддерживала Грушевского и в период, когда он еще не стал выдающимся политиком (именно ей адресовано посвящение в начале первого тома “Истории Украины-Руси”), и позже – будучи преподавателем, Мария Ивановна вошла в состав УЦР от украинских просветительских организаций.
Чета Грушевских в 1928 году