#Буквы публикуют заключения нескольких экспертиз, которые свидетельствуют о фальсификации коньяков и коньячных спиртов украинского производства.
15 мая #Буквы опубликовали статью-расследование под названием “УКРАИНСКИЙ КОНЬЯК – “ЛИКЕР БОГОВ” ИЛИ ЯД?”. Материалы, которые были проанализированы в ходе подготовки статьи, свидетельствуют о том, что почти вся коньячная отрасль Украины с 2013 года изготавливает фальсификат. Хотя в публичную плоскость проблемы производителей отрасли “вылились” совсем недавно. Так, 10 апреля 2017 года народный депутат Сергей Лещенко написал на своей странице в Facebook о том, что “уже два месяца производители коньяка “Шабо”, “Южная винокурня”, Николаевский коньячный завод и другие не могут пройти таможенные процедуры на Одесской таможне, которая получила приказ от Демчины (Павел Демчина, первый замглавы СБУ — прим.) блокировать коньячные спирты”. Причем, по утверждению Лещенко, украинские производители стали “жертвой” СБУ. А действия последних в отношении производителей — “передел рынка и вымогательство”.
C тех пор Сергей Лещенко уделяет много внимания судьбе украинских коньячных производителей.
Тем не менее мы обнаружили и обратную сторону, о которой Лещенко умолчал.
30 декабря 2014 года Генеральной прокуратурой было зарегистрировано уголовное производство “по факту перемещения на таможенную территорию Украины ядовитого вещества, незаконного изготовления из него алкогольных напитков, умышленного введения в больших размерах в оборот опасной продукции” (материалы производства есть в распоряжении #Букв). Cейчас расследованием этого дела занимается Нацполиция.
Речь идет о поставках в Украину фальсифицированного коньячного спирта, изготовлении из него продукции – то есть коньяка – и реализации этой продукции.
Более того, 11 ноября 2016 года Нацполиция зарегистрировала еще одно производство по данному факту — о причастности ко всей этой истории “организованной группы”. То есть за поставками фальсифицированного коньячного спирта, изготовлением из него продукции (якобы коньяка) и ее реализацией может стоять целая организованная группировка.
По данным правоохранительных органов, c 2013 года в Украину регулярно поставлялся спирт этиловый ректификованный (то есть этанол) с небольшими добавками коньячного спирта и других соединений для придания ему вида коньячного спирта. Поставки осуществлялись из непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра, а с 2015 года — также из Молдовы и Грузии. Этот суррогат импортировали под видом настоящего коньячного спирта несколько крупных украинских предприятий и потом использовали эту спиртосодержащую смесь в производстве коньяка. Итоговый продукт (коньяк, а по факту — фальсификат) реализовывали на рынке.
Среди предприятий, промышляющих такой продукцией, согласно данным материалов производства — ПАО “Цюрупинское”, ООО “Николаевский коньячный завод”, ООО “Промышленно-торговая компания “Шабо”, ООО “Торговый дом “Маринталь”, ЧАО “Одесский коньячный завод”, ООО “Симферопольский винно-коньячный завод”, ПАО “Дом марочных коньяков “Таврия”, ОАО “Зеленый гай”, ООО “Общее предприятие “Аквавинтекс”, АП “Ужгородский коньячный завод”.
Таможенное оформление поставляемого суррогата происходило на Херсонской, Николаевской, Днепропетровской и Одесской таможнях, в связи с чем признаки нарушения закона есть и в действиях сотрудников этих таможен.
Таким образом, по данным правоохранительных органов, с 2013 года существовала целая схема по поставкам фальсифицированного коньячного спирта, изготовлению из него в результате фальсифицированного коньяка и реализации такого коньяка.
Помимо ежегодных огромных убытков государству, поставки и использование фальсифицированного коньячного спирта наносили и другой ущерб.
Оказалось, что этот якобы коньячный спирт, который годами поставлялся украинским производителям, — вовсе не коньячный спирт, а спиртосодержащая смесь с токсическими свойствами, которая при употреблении оказывает ядовитое воздействие на организм человека. Токсичной впоследствии получалась и конечная продукция, изготовленная из этой смеси — то есть коньяк.
Все это было установлено в ходе экспертных исследований образцов спиртов, которые поставлялись нашим производителям, купажей этих спиртов и уже готовых коньяков от украинских производителей. Также результаты экспертиз указывают на то, что готовая продукция, которая позиционируется как коньяк, не является коньяком согласно госстандартам и законам Украины.
Экспертные исследования проводились в Украинском научно-исследовательском институте спирта биотехнологий и продовольственных продуктов Украины, ГП “Черкассыстандартметрологиия”, Украинской лаборатории качества и безопасности продукции АПК (УЛКБП АПК), а также в лабораториях винодельческих изделий Франции, Национальном институте научных исследований и развития криогенных и изотопных технологий Румынии.
#Буквы имели возможность ознакомиться с подробными результатами экспертных исследований и ссылались именно на данные этих экспертиз.
Учитывая масштаб резонанса, вызванный материалом “УКРАИНСКИЙ КОНЬЯК – “ЛИКЕР БОГОВ” ИЛИ ЯД?”, #Буквы публикуют заключения нескольких из экспертных исследований коньяков и коньячных спиртов украинских производителей.
Одна из первых экспертиз проводилась Национальным институтом научных исследований и развития криогенных и изотопных технологий Румынии (ICSI).
Документ датируется маем 2015 года и содержит заключения о 44 пробах разных коньячных спиртов, которые в апреле 2015 года поставлялись на адрес ряда производителей-фигурантов уголовного производства, купажей коньячных спиртов и коньяков (бренди в таблицах вывода) от украинских производителей-фигурантов производства.
В качестве примечания отметим, что за границей украинский коньяк называется бренди, так как по правилам международного рынка и согласно закону контроля происхождения, коньяком может называться только алкогольный напиток, изготовленный со спиртов из французского департамента Шаранта.
Заключения экспертизы указывают на ботаническое происхождения алкоголя в пробах.
В чем в данном случае важность ботанического происхождения? Именно оно указывает на то, является ли алкоголь (спирт, коньяк) в пробе виноградного или же невиноградного происхождения. То есть сделан ли он из винограда? Напомним, что, согласно Законам Украины “О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”, “О винограде и виноградном вине” и госстандартам Украины, для изготовления коньяка и коньячного спирта должно использоваться исключительно виноградное сырье.
Загвоздка в том, что в национальной системе контроля качества коньячных спиртов отсутствует лабораторно-методическая база для проведения исследований на предмет установления их ботанического происхождения. То есть аналитического определения, из какого сырья изготовлен спирт. И в то же время, в соответствии с украинским законодательством и стандартами, ботаническое происхождение “коньячных спиртов”, а следовательно — спирта в коньяке, является одним из определяющих факторов подлинности или же фальсификации коньячной продукции. Именно поэтому правоохранительные органы привлекли к экспертизе зарубежное учреждение, которое осуществляет такие исследования, — Национальный институт научных исследований и развития криогенных и изотопных технологий Румынии (ICSI).
“Мы сталкивались с использованием не винных спиртов, которые были заявлены как винные. В отношении аутентичности винных спиртов можно говорить об изотопном анализе на основании метода SNIF-NMR, который был изобретен основателем группы лабораторий по исследованию продуктов питания и фармацевтических средств Eurofins”, — рассказала в комментарии #Буквам директор представительства Eurofins в Украине Лилия Розенбергайте.
Именно методы ядерно-магнитного резонанса – ЯМР (SNIF-NMR), а также стабильных изотопов (IRMS) использовались в ходе экспертизы ICSI. Это международные стандартизированные методики O.I.V. (Международной организации виноградарства и вина – ред.), которые являются арбитражными и общепризнанными международными организациями контроля за происхождением сельскохозяйственных продуктов – Appellation d’origine contrôlée (AOC) и ассоциацией официальных химиков-аналитиков (AOAC).
Так, если алкоголь изготовлен из сырья невиноградного происхождения — то в содержании молекул этанола в ходе анализа будут обнаружены изотопные показатели углерода (δ 13С) C-4 растений (например, кукуруза, сахарный тростник). При этом идентификация алкоголя из винограда осуществляется по изотопным показателям углерода C3-растений.
Заключения этой экспертизы показали, что в зависимости от пробы каждая из них содержит от (минимум) 30 % до (минимум) 67 % спирта невиноградного происхождения! Это свидетельствует о том, что коньяк и коньячный спирт сделаны не полностью из виноградного сырья!
В рамках данной экспертизы исследовались пробы импортных коньячных спиртов и коньяков: Одесского коньячного завода (ТМ “Шустов”), Николаевского коньячного завода (ТМ “Коблево”), ПАО “Цюрупинское” (ТМ “Болград”), ПАО “Дом марочных коньяков “Таврия” (ТМ “Борисфен”), ОАО “Зеленый гай”, ООО “Торговый дом “Маринталь”, ООО “Общее предприятие “Аквавинтекс”.
В итоге, вещества из образцов не являются ни коньячным спиртом, ни коньяком, поскольку, согласно законам Украины “О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”, “О винограде и виноградном вине” и госстандартам Украины, для их изготовления используется исключительно виноградное сырье. То есть, фактически, согласно данным исследований, — это фальсификат.
Кроме того, в своем расследовании #Буквы, в частности, ссылались и на выводы Украинской лаборатории качества и безопасности продукции АПК (УЛКБП АПК), которая аттестована Всеукраинским государственным научно-производственным центром стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей (ГП “Укрметртестстандарт”) и аккредитована Национальным агентством по аккредитации Украины.
Украинская лаборатория изложила свои консолидированные выводы относительно отобранных проб коньячной продукции и спиртов, в том числе ссылаясь на результаты экспертизы ICSI (Национального института научных исследований и развития криогенных и изотопных технологий Румынии. Публикуем несколько выводов УЛКБП АПК (которые есть в нашем распоряжении) от июня и июля 2015 года, сделанных по результатам исследований коньяков Одесского коньячного завода, ПАО “Дом марочных коньяков “Таврия” и импортных коньячных спиртов Николаевского коньячного завода и ПАО “Цюрупинское”.
Со стороны УЛКБП АПК были проанализированы 9 проб готовой продукции (коньяков) Одесского коньячного завода, отобранных в марте 2015 года. Это пробы коньяков “Шустов”, “Шустов 150”, “Десна”. Каждый из образцов представлен либо 20 бутылками по 0,5 л, либо 40 бутылками по 0,25 л.
Обобщенные выводы украинской лаборатории указывают на то, что ботаническая природа алкоголя из проб по значению соотношения 13С/12C и H/D не входит в диапазон установленных значений, характерных для винных дистиллятов. То есть алкоголь из проб не является продуктом, изготовленным из коньячных спиртов. А значит — не является коньяком. Каждая из проб содержит не менее 41 % спирта из С4-растений — то есть спирта невиноградного происхождения. Хотя в подлинном коньяке его быть и вовсе не должно.
Кроме того, в соответствии с выводами УЛКБП АПК касательно исследованных образцов продукции Одесского коньячного завода:
— пробы спиртосодержащей продукции не относятся к категории спиртных напитков “коньяки Украины”;
— результаты экспертизы указывают на факт фальсификации продукции путем замены в коньячном производстве винных дистиллятов (спирта коньячного) спиртом невиноградного происхождения;
— согласно законодательству, факт фальсификации исследованных спиртных напитков определяет эту продукцию как непригодную (“едалтеровану” — укр. определение в законе), что запрещает ее производство и введение в оборот.
Еще один из выводов УЛКБП АПК, который есть в распоряжении #Букв, касается продукции “Дома марочных коньяков “Таврия”. Были проанализированы 2 пробы коньяков “Борисфен”, отобранных в марте 2015 года, каждая из которых представлена 12 бутылками по 0, 5 л. Как и в случае с продукцией ОКЗ, обобщенные выводы украинской лаборатории указывают на то, что ботаническая природа алкоголя из проб по значению соотношения 13С/12C и H/D не входит в диапазон установленных значений, характерных для винных дистиллятов. Каждая из проб содержит не менее 42 % спирта из С4-растений — то есть спирта невиноградного происхождения.
Также в выводах УЛКБП АПК касательно исследованных образцов продукции “Дома марочных коньяков “Таврия” указано:
— пробы спиртосодержащей продукции не относятся к категории спиртных напитков “коньяки Украины”;
— результаты экспертизы указывают на факт фальсификации продукции путем замены в коньячном производстве винных дистиллятов (спирта коньячного) спиртом невиноградного происхождения;
— согласно законодательству, факт фальсификации исследованных спиртных напитков определяет эту продукцию как непригодную (“едалтеровану” — укр. определение в законе), что запрещает ее производство и продажу.
Украинской лабораторией был исследован и “коньячный спирт”, который был поставлен Николаевскому коньячному заводу от компании Melica Alcohol Beverage, зарегистрированной на Северном Кипре (в непризнанной Турецкой Республике Северного Кипра). О ней #Буквы упоминали в статье, эта компания фигурирует в материалах уголовного производства. В рамках экспертизы были проанализированы образцы, отобранные в феврале 2015 года, из 6 контейнеров, каждый — более 22,5 тыс. кг. Как и в предыдущих случаях, выводы украинской лаборатории указывают на то, что ботаническая природа алкоголя из проб “коньячного спирта” по значению соотношения 13С/12C и H/D не входит в диапазон установленных значений, характерных для винных дистиллятов. Каждая из проб содержит 10-71 % спирта из С4-растений — то есть спирта невиноградного происхождения. Хотя в подлинном коньячном спирте его не должно быть.
К тому же, как отмечается в полном тексте экспертизы, “учитывая то, что методически невозможно выделить содержание углерода из винограда (С3-растение) в составе исследуемых проб этанола, не исключается наличие изотопов углерода других С3-растений (пшеница, сахарная свекла, фрукты) которые являются традиционным и более дешевым сырьем для производства этилового спирта”.
Более того, в ходе экспертизы было обнаружено, что исследованный “коньячный спирт” — поликомпонентная спиртосодержащая смесь с содержанием сопутствующих ингредиентов, которые подлежат нормированию, а именно: высшие спирты (сивушные масла — спирт изоамиловый, спирт изопропиловый, спирт пропиловый, спирт изобутиловый, н-бутиловый спирт), альдегиды (ацетальдегид), уксусная кислота, средние эфиры (этилацетат), метиловый спирт (он же метанол), сернистая кислота, медь и железо. А учитывая концентрацию этилового спирта совместно с концентрацией этих сопутствующих веществ, а также согласно данным Комитета по вопросам гигиенического регламентирования Госсанэпидемслужбы Украины, поставляемая на территорию Украину спиртосодержащая смесь (заявленная как “коньячный спирт”) из-за ее компонентного состава — это ядовитое химическое вещество с опасными (токсическими) свойствами, которое оказывает ядовитое воздействие на организм.
Также в выводах УЛКБП АПК касательно “коньячных спиртов” Николаевского коньячного завода указано:
— поставленный спирт является спиртом этиловым, изготовленным из растительного сырья невиноградного происхождения;
— по природе происхождения поставленный спирт не считается продуктом дистилляции коньячных виноматериалов (а значит — по закону не является коньячным спиртом);
— результаты экспертизы указывают на невозможность использования такого спирта в производстве коньячной продукции и исключают проведение ее оценки на соответствие действующей в Украине нормативно-правовой документации на “коньячные спирты”;
В распоряжении редакции среди прочих есть выводы УЛКБП АПК относительно “коньячных спиртов”, которые поставлялись ПАО “Цюрупинское” от зарегистрированной на Северном Кипре (в непризнанной Турецкой Республике Северного Кипра) компании Exal Spirit and Alcohol Free Port LTD. О ней также упоминали, эта компания также фигурирует в материалах уголовного производства.
В рамках экспертизы были проанализированы образцы, отобранные в феврале 2015 года из 3 контейнеров, каждый — более 22,2 тыс. кг. Как и во всех предыдущих случаях, выводы украинской лаборатории указывают на то, что ботаническая природа алкоголя из проб “коньячного спирта” по значению соотношения 13С/12C и H/D не входит в диапазон установленных значений, характерных для винных дистиллятов. Каждая из проб содержит 32-64 % спирта из С4-растений — то есть спирта невиноградного происхождения. Хотя, акцентируем, в подлинном коньячном спирте его быть и вовсе не должно.
В полном тексте экспертизы также отмечается: “учитывая то, что методически невозможно выделить содержание углерода из винограда (С3-растение) в составе исследуемых проб этанола, не исключается наличие изотопов углерода других С3-растений (пшеница, сахарная свекла, фрукты), которые являются традиционным и более дешевым сырьем для производства этилового спирта”.
Более того, в ходе экспертизы также было обнаружено, что исследованный “коньячный спирт” — поликомпонентная спиртосодержащая смесь с содержанием сопутствующих ингредиентов, которые подлежат нормированию, а именно: высшие спирты (сивушные масла — спирт изоамиловый, спирт изопропиловый, спирт пропиловый, спирт изобутиловый, н-бутиловый спирт), альдегиды (ацетальдегид), уксусная кислота, средние эфиры (этилацетат), метиловый спирт (он же метанол), сернистая кислота, медь и железо. А учитывая концентрацию этилового спирта совместно с концентрацией этих сопутствующих веществ, а также руководствуясь данными Комитета по вопросам гигиенического регламентирования Госсанэпидемслужбы Украины, поставляемая на территорию Украины спиртосодержащая смесь (заявленная как “коньячный спирт”) из-за ее компонентного состава — ядовитое химическое вещество с опасными (токсическими) свойствами, которое оказывает ядовитое воздействие на организм.
Также в выводах УЛКБП АПК касательно “коньячных спиртов” ПАО “Цюрупинское” указано:
— поставленный спирт является спиртом этиловым, изготовленным из растительного сырья невиноградного происхождения;
— по природе происхождения поставленный спирт не считается продуктом дистилляции коньячных виноматериалов (а значит — по закону не является коньячным спиртом);
— результаты экспертизы указывают на невозможность использования такого спирта в производстве коньячной продукции и исключают проведение ее оценки на соответствие действующей в Украине нормативно-правовой документации на “коньячные спирты”.
Указанные в тексте образцы были отобраны из партий, некоторые из которых были разлиты в количестве 10 280 бутылок. Это уже не говоря о пробах из контейнеров весом в десятки тысяч килограммов. К тому же опубликованные экспертизы – только часть всех заключений о подлинности и качестве украинских коньяков.
Обнародованные #Буквами выводы экспертиз свидетельствуют о масштабах фальсификации коньяков в Украине, хотя расследование по этому факту все ещё продолжается. И в этом случае задача правоохранительных органов — определить: умышленно или нет украинские производители поставляли на рынок такой “коньяк”, а также установить всех причастных и заинтересованных лиц.