Думки
Свободно и легко? Режиссёр Ген Цзюнь о тонкостях китайской цензуры
Ніколь Борман Журналістка
Ген Цзюнь – независимый режиссёр из Китая. На восьмом Одесском международном кинофестивале он презентовал новый сатирический фильм “FREE AND EASY” (“Свободно и легко”), который получил специальную награду жюри международного конкурса. В интервью #Буквам Ген Цзюнь рассказал об опыте создания авторского кино в Китае и о диалоге фильма “FREE AND EASY” со зрителем. – Как вы […]
Вівторок, 25 липня 2017, 09:15

Ген Цзюнь – независимый режиссёр из Китая. На восьмом Одесском международном кинофестивале он презентовал новый сатирический фильм “FREE AND EASY” (“Свободно и легко”), который получил специальную награду жюри международного конкурса. В интервью #Буквам Ген Цзюнь рассказал об опыте создания авторского кино в Китае и о диалоге фильма “FREE AND EASY” со зрителем.

– Как вы стали независимым режиссёром и что значит быть независимым режиссёром в Китае? Для нас Китай – страна довольно закрытая, насколько сложно или легко творить авторское кино там?

– В первую очередь я считаю себя сценаристом. После появления цифровой камеры в 2000 году наступила новая цифровая эпоха, и, соответственно, технология производства фильмов коренным образом изменилась. Именно тогда я начал снимать свои бюджетные фильмы с помощью DV камеры.

Понятие “свободная режиссура” включает в себя свободную форму выражения и независимое производство фильмов. В то же время независимое кино находится вне государственной цензуры.

Независимый режиссёр всегда сталкивается с поиском финансирования своих работ и продвижением готовых фильмов. Бывают и технического характера ограничения в съемке. Или ограничения локации. Иногда даже и ограничения по содержанию фильма. Болезненные для государства темы нельзя изображать сатирически, высмеивать и критиковать. Государственные органы цензуры Китая следят за этим. Есть у нас режиссёр Лоу Е, так вот после его фильма “Летний дворец” ему на пять лет запретили снимать кино. Создавать авторское независимое кино в Китае – это как танцевать с кандалами.

– Но ведь разве в эпоху Netflix и Amazon могут быть проблемы с цензурой и распространением киноработ?

– Для многих режиссёров это очень полезные платформы. Но в Китае на этих платформах также есть ограничения. Фильм, который не прошёл государственную цензуру, не попадёт на Netflix или Amazon. По таким правилам мы живём последние два года.

– Где вы живёте и творите?

– Я живу в Пекине, а творю в своём родном городе Хэгане. Я там вырос. В “FREE AND EASY” зрители увидят кадры индустриального заброшенного района моего родного города. Всё изображено именно так, как я запомнил это с детства.

– Я бы не сказала, что “FREE AND EASY” – картина не саркастичная, не сатиричная и что фильм не критикует проблемы китайского общества. Как на фильм отреагировали в Китае? Вы не попали после этого под какие-то санкции от органов цензуры?

– Презентации фильма в Китае не было. Я показывал фильм некоторым своим друзьям. Критичность фильма их взволновала.

– Такие ограничения не наталкивают вас на мысли о переезде куда-нибудь, где не придётся “танцевать с кандалами на ногах”?

– Конечно, я об этом думаю. Я бы переехал творить в Чехию или Финляндию. Те края напоминают мне мою малую родину. Есть у природы что-то общее.

– Исходя из описания ваших фильмов и презентованного на фестивале “FREE AND EASY”, можно подумать, что вы фанат братьев Коэн. Если это так, какой их фильм ваш любимый?

– Да, это так. Мне очень близки их фильмы. Например, “Фарго”, “Старикам тут не место”, “Бартон Финк”.

– Какие ещё режиссёры и фильмы оказали на вас влияние?

– Работы Чарли Чаплина, в частности, “Огни большого города”. Финский режиссёр Аки Каурисмяки и его “Человек без прошлого”, “Андеграунд” Кустурицы.

– Какой фильм больше всего впечатлил в детстве?

– Одноименный сериал по мотивам классического китайского сатирического романа “Путешествие на запад”.

– Ген, во “FREE AND EASY” зритель видит невероятно загнивающее общество, общество взаимного уничтожения. Лично у меня ещё после первой сцены фильма в голове возник вопрос, который не покидал до самого конца ленты, – “Зачем так жить?” Люди влачат гнусное существование, уничтожают друг друга. И хоть нет ничего хорошего в их жизнях, они все равно живут и всячески избегают смерти – отчетливо изображено в сцене, когда преступники по очереди называют абсолютно бредовые причины, почему им нельзя умирать, когда их пытается остановить полицейский. Такой диалог получился с фильмом у меня. А какой диалог вы вели со зрителями?

– Люди живут, в принципе, в злом мире. И один из способов существования, на мой взгляд, это когда испытываешь чувство вины. Вместе с ним человеку необходимы любовь и тепло. В человеке заключены два начала: добро и зло. Так же и в моем фильме “FREE AND EASY” они присутствуют в равной доле. Это то, как я ощущаю свою жизнь. Со зрителем я хотел поговорить о положении дел и о чувстве вины. Тема двух начал общая для человечества. И то, как человек воспринимает мой фильм, многое о нем говорит. Это то, что я хотел сказать зрителю. Этим фильмом я даю почву для размышлений о среде, в которой мы живём, об избытке зла и чувства вины.

Теги: Одесский кинофестиваль, кіно, кінофестиваль, цензура

Межа у Telegram

Підписатись