На сегодняшний день финансовый сектор Украины переживает процесс реформирования и глубинных изменений. НБУ проводит идентификацию банковских групп, которая позволит сделать финансовый рынок более прозрачным и прогнозируемым. Такая работа регулятора является частью международных обязательств Украины, в частности, Меморандума о сотрудничестве с МВФ. #Буквы разбирались, как происходит фиксация банковских групп и почему это важно.
Итак, что же происходит?
За последние два года НБУ предпринял ряд шагов, которые свидетельствуют о наличии нового подхода к госрегулированию рынка финансовых услуг. Речь идет о проведенной НБУ идентификации реальных бенефициаров банков, а также о диагностировании и фиксации банковских групп. После завершения процесса идентификации банковских групп государство может перейти к следующему этапу – внедрению консолидированного госрегулирования рынка финансовых услуг.
Что такое банковская группа?
Согласно украинскому законодательству, банковская группа – это группа юридических лиц, у которых, в первую очередь, имеется общий контроллер. Также в статье 2 Закона Украины “О банках и банковской деятельности” говорится, что банковская группа – это группа юридических лиц, состоящая из двух или более украинских финансовых учреждений, для которых предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности.
Как это работает?
В течение 2016-2017 годов НБУ разработал изменения в нормативную базу для проведения диагностики неидентифицированных банковских групп.
“В частности, НБУ разработал 14 признаков, которые могут свидетельствовать о наличии общего контроллера у лиц и/или контроля между лицами, а также определил три условия, при которых эти признаки могут быть применены”, – отметили в НБУ, отвечая на запрос #Букв.
По состоянию на начало декабря 2017-го года в Украине идентифицировано 29 банковских групп.
Что если банки не признают наличие группы?
По информации, полученной в НБУ, пока что регулятор никого не наказывал за “несвоевременное” признание банковской группы или за признание участниками банковской группы юридических лиц, которые фактически работают на рынке и не были признаны участниками на момент их создания.
“На сегодня большинство банков получили соответствующие сообщения об обязанности самостоятельно признать наличие банковской группы и предоставить соответствующую документацию, и дали ответ”, – отмечают в НБУ.
В случае же упорства участников рынка и нежелания выполнять требования регулятора НБУ может применить санкции в соответствии с Постановлением № 346 “О применении Национальным банком Украины мер воздействия”.
Почему это важно?
Украина имплементирует в национальное законодательство европейские стандарты и подходы. В частности, речь идет о консолидации функций по государственному регулированию финансовых рынков. На сегодня в 16 из 28 стран ЕС работает консолидированная модель финансового рынка. Секторальный надзор (то есть в том виде, как сейчас в Украине) есть всего лишь у девяти стран ЕС.
Кроме того, Украина обязалась внедрить консолидированный госнадзор за финансовым сектором – это прописано в Меморандуме о сотрудничестве с МВФ. В первую очередь речь идет о принятии законопроекта № 2413-а “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций государственного регулирования рынков финансовых услуг”, который предусматривает отмену Нацкомфинуслуг и передачу его функций НБУ и Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБПФ).
Указанный законопроект (так называемый закон о сплите) был принят Верховной Радой в первом чтении еще 7 июля 2016 года и с тех пор “лежит” в Парламенте. Его принятие случится не раньше, чем будет назначен новый глава НБУ, – заявил на днях и. о. главы комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Михаил Довбенко.
Также на рассмотрении депутатов находится его “напарник” – проект закона № 6303 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты инвесторов от злоупотреблений на рынках капитала”. Отметим, что ключевые партнеры Украины: МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, USAID и Представительство ЕС, – уже обратились к депутатам с призывом завершить рассмотрение “закона о сплите” и закона о защите инвесторов, выразив готовность сотрудничать с ВР.
Как все это касается простого украинца?
Установление консолидированного государственного надзора важно, к примеру, для внедрения пенсионной реформы. Всем известно – с 2019-го года в Украине наконец-то начнет работать накопительный уровень системы пенсионного обеспечения. Для полноценной его работы необходимо, чтобы регулятор, который осуществляет контроль в соответствующей сфере, получил рычаги влияния на рынок и его участников. В Украине – это Нацбанк и Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Закон о сплите предусматривает, что надзор и регуляция рынка страховых, лизинговых и факторинговых компаний, кредитных союзов, бюро кредитных историй, ломбардов и других финансовых компаний перейдут к НБУ. В то же время Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) будет регулировать негосударственные пенсионные фонды и фонды финансирования строительства, а также фонды операций с недвижимостью.
Уже наработанные данные мониторинга и выявления реальных собственников банков и идентификации банковских групп позволят эффективно провести мониторинг и небанковских финансовых учреждений для достижения прозрачности рынка.
Получив необходимые инструменты влияния, НБУ наряду с НКЦБФР возьмет на себя ответственность за стабильность и прогнозируемость финансового рынка Украины. Эти два фактора и должны гарантировать надежную работу накопительного уровня пенсионного обеспечения.
В конечном итоге консолидированный надзор двух государственных регуляторов должен позволить стабилизировать и сделать прогнозируемым рынок финансовых услуг Украины. Пожалуй, не стоит напоминать о том, что стабильность в такой чувствительной сфере будет на руку всем участникам этого рынка, а также потребителям различных финансовых продуктов.