В Верховной Раде состоялось экстренное заседание Временной следственной комиссии по расследованию фактов хищения средств, выделенных на усиление обороноспособности украинской армии, в частности по хищениям в “Укроборонпроме”.
#Буквы собрали главные тезисы, которые прозвучали во время заседания комиссии.
На заседание были приглашены представители Генеральной прокуратуры Украины, Главной военной прокуратуры, Национального антикоррупционного бюро Украины, Специализированной антикоррупционной прокуратуры, Государственной фискальной службы, Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины, Государственного бюро расследований, Государственного концерна “Укроборонпром”, представители средств массовой информации и гражданского общества.
По коррупции в “Укроборонпроме” объявлено о подозрении 112 лицам
Генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что 480 уголовных правонарушений касаются деятельности “Укроборонпрома”.
“Дело “Оптимумспецдеталь” не является единственным делом такого рода. В ЕРДР 480 уголовных правонарушений, которые касаются госконцерна “Укроборонпром”. Убытки по предварительным данным составляют 350 млрн гривен”, – заявил Луценко.
“По этим делам военная прокуратура уже объявила подозрения 112 лицам. В суд направлены 111 производств и 77 человек осуждены. Среди них экс-директора Киевского бронетанкового и Николаевского судоремонтного заводов”, – добавил он.
ГБР расследует участие следственных органов в схемах с “оборонкой”
Директор Государственного бюро расследований (ГБР) Роман Труба на заседании временной следственной комиссии заявил, что ГБР ведет дело о взятках, которые могли получить силовики за закрытие дел против компаний, участвовавших в схемах разворовывания в “Укроборонпроме”.
Оперативные действия для Государственного бюро расследований будет проводить Национальная полиция.
“В материалах журналистского расследования фигурируют представители НАБУ, СБУ, ГПУ, ГФС и СНБО. 12 марта начато уголовное производство по фактам возможного получения неправомерной выгоды служебными лицами этих органов”, – уточнил он.
Известно, что производство открыто по части третьей статьи 368 Уголовного кодекса.
Холодницкий отстранил старшего прокурора по делу о хищениях в “оборонке”
Глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий отстранил старшего прокурора в расследовании дел о коррупции в “Укроборонпроме”.
“Я принял решение отстранить старшего прокурора группы прокуроров от проведения процессуального руководства из-за фактического провала процессуального руководства по этому производству”, – сказал он.
Холодницкий также раскритиковал работу Национального антикоррупционного бюро.
“Мы бы никогда не знали об этих материалах, если бы они не были опубликованы журналистами. Действительно, мы с НАБУ согласовали ряд обысков. Однако господин Сытник (глава НАБУ Артем Сытник) на одном из брифингов не отметил, какова суть этих обысков была”, – заявил руководитель САП.
Он отметил, что данный факт также расследует Государственное бюро расследований.
“Подчеркиваю, если есть производство в ГБР, мы готовы предоставлять кооперацию в сотрудничестве со следователем ГБР для установления истины по делу”, – подчеркнул Холодницкий.
Второй фигурант расследования Bihus.info получил подозрение
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко сообщил, что второй фигурант журналистского расследования Bihus.info Виталий Жуков стал подозреваемым в рамках уголовного производства об уклонении от уплаты налогов.
“По состоянию на сегодняшний день у нас есть подозрение не только господину Рогозе (владелец фирмы “Оптимумспецдеталь” Андрей Рогоза, – ред.), но и подозрение господину Жукову. И я не думаю, что это последнее подозрение в данном деле”, – отметил Луценко.
По его словам, в ходе обысков и задержания по другому делу (о вымогательстве Рогозой денежных средств у родственницы арестованного в тот момент замминистра экономики времен Виктора Януковича) Служба безопасности изъяла телефон Рогозы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Скандал в оборонке: Луценко рассказал о роли сына Гладковского в схемах с поставками
В переписке на гаджете были обнаружены доказательства схем с деньгами “Укроборонпрома” с участием Андрея Рогозы, Виталия Жукова и Игоря Гладковского (Свинарчука).
Глава ГПУ также проинформировал, что компании “Ренал” и “Оптимумспецдеталь”, фигурирующие в журналистском расследовании программы “Наші гроші” о хищении в “Укроборонпроме”, занимали только 3 % от объема всех поставок на оборонные предприятия.
Луценко уточнил, что речь идет об обороте средств в 150 миллионов гривен.
“Согласно ответу “Укроборонпрома”, эти две компании на рынке поставок в концерн занимали около 3 % от общего объема… “Укроборонпром” платил за реально поставленные узлы и детали. Более того, они проходили “военприемку”, которая приняла 95 % этих узлов и деталей, и они использовались для “Укроборонпрома”, – заявил он.
Глава НАБУ допускает отстранение от должностей тех сотрудников, чьи фамилии звучали в журналистском расследовании
Директор Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артем Сытник заявляет о проведении служебного расследования в НАБУ и не исключает отстранения от должностей тех, чьи фамилии звучали в журналистском расследовании Bihus.info.
“Проводится служебное расследование. Не исключаю отстранения отдельных сотрудников”, – сказал Сытник.
“Все начиналось с того, что якобы кто-то дает какие-то справки о фиктивных или реферативных предприятиях. На самом деле все не так. И смысл этих писем свидетельствуют о том, что никто никаких справок не выдает”, – пояснил он.
Директор НАБУ отметил: “Исходя из количества заявлений, которые звучат, действительно есть смысл рассмотреть вопрос отстранения на период расследования отдельных сотрудников, фамилии которых звучали в расследовании”.
Он также сказал: “Что касается служебного расследования, то это вопрос чести, чтобы снять спекуляции, провести его достаточно быстро и дать оценку того, что было показано”.
Сытник добавил, что Госбюро расследований, которое проводит расследование, может полностью дать оценку произошедшему.
НАБУ открыло дело после второй части расследования о коррупции в “оборонке”
Директор НАБУ Артем Сытник заявил, что после публикации расследования журналистки Леси Ивановой о хищениях в “Укроборонпроме” было зарегистрировано производство.
Он отметил, что некоторые расследования, которые проводились НАБУ, показывают, что очень часто совершению преступления способствует то, что нет полного перечня имущества.
“Действительно в НАБУ есть отдел, который занимается расследованием дел в сфере обороны. Работа определенная, в том числе за информацией, она проводилась. Некоторые опубликованные материалы нам ранее не были известны. Дело зарегистрировано по второй серии репортажа, мы сейчас зарегистрировали производства и детективы сейчас работают в том направлении. Очень много дел сейчас в разработке”, – сказал он.
Холодницкий заявил, что НАБУ не передает материалы о схемах в “Укроборонпроме”
Глава Специальной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий заявил, что НАБУ не передает материалы дела о схемах в “Укроборонпроме”.
По его словам, 2 марта 2016 года НАБУ зарегистрировало дело о поставках на сумму 56 млн гривен на Харьковский бронетанковый завод фиктивными предприятиями.
“Мы посылали письмо заместителю директора НАБУ Гизо Углаве о снижении интенсивности расследования. Нам ответили, что на это дело не хватает времени и что его будут расследовать только с гарантиями, что оно попадет в суд”, – сообщил Холодницкий.
По его словам, на одном из общих заседаний детектив НАБУ даже предложил передать дело в полицию.
“Создавалась видимость, что дело не лежит, что в нем что-то делается. Процессуальным руководителям не представялась информация о переписке НАБУ и “Укроборонпрома”. Мы эти письма впервые увидели в журналистском расследовании, хотя у НАБУ нет полномочий выдавать такие документы”, – добавил глава САП.
Холодницкий утверждает, что его ведомство начало собственное расследование после публикации первой части расследования программы “Наші гроші” о схемах в “Укроборонпроме”.
“В зафиксированной переписке Рогоза или Жуков даже сбрасывали детективу текст письма, которое на предприятия должно было отправлять НАБУ”, – уточнил он.
Холодницкий также отметил, что САП вытребовала у НАБУ материалы дела, однако их до сих пор не передали, якобы под предлогом того, что “документы до сих пор сшивают”.
Луценко и Сытник устроили перепалку из-за “87 страниц переписки” фигурантов оборонного скандала
Генеральный прокурор Юрий Луценко и директор НАБУ Артемы Сытник на заседании устроили перепалку.
Во время своего выступления Луценко сказал, что в 2017 году прокуратура направила в НАБУ 87 страниц переписки с телефона владельца компании “Оптимумспецдеталь” Андрея Рогозы, где были фамилии всех фигурантов журналистского расследования: “и Рогозы, и Жукова, и Гладковского, и руководителей оборонпрома”.
Сытник ответил, что в полученных материалах не было переписки.
“Мы не получали переписки господина Жукова и господина Свинарчука. Давайте говорить правду: о том, что было в первом, втором и третьем сюжете, мы узнали из самих сюжетов. И сейчас ведется это расследование”, – добавил он.
Сытник сказал, что не понимает, зачем эта информация сейчас озвучивается.
“У меня к вам просьба как к Генеральному прокурору. Может, не бросаться, кто кому и что направил, а просто прийти к общему знаменателю. Если у вас есть материалы, которые, по вашему мнению, относятся к нашей подследственности, передайте нам их”, – добавил директор НАБУ.
Луценко ответил, что за годы в Генпрокуратуре “устал отвечать за чужие грехи”.
“Хищения и коррупция в Укроборонпроме – это исключительно ваша работа”, – сказал Генпрокурор.
Он повторил, что 87 страниц переписки направлялись в НАБУ.
“Там четко указано: разговор между Рогозой и Москаленко, между Рогозой и Шевченко, Рогозой и Литвиненко, Рогозой и Жуковым, письма, подписанные Углавой и другими детективами, и даже воспоминания о кофеварке, которая стоит у вашей приемной”, – сказал Луценко.
“С 17 года у вас эта папка, где описано в переписке, кто и как через Шевченко и других общается с вашими подчиненными и почему выходят письма под подписями ваших подчиненных по кальке, которую присылают им деятели. Скажите мне, за два года вы им дали оценку?” – возмутился Луценко.
“У меня за прошлый год 600 сотрудников полиции пошли с подозрениями, 20 [сотрудников] СБУ, 30 прокуроров. Вопрос: эти двое или трое пошли или нет? Вот и все”, – добавил он.
Холодницкий говорит, що судьба переданных НАБУ 87 листов – неизвестна
Руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий заявил, что судьба переданных из военной прокуратуры в НАБУ 87 листов из дела 2016 года, где впервые упоминалась фирма “Оптимумспецдеталь”, пока неизвестна.
“Документы действительно были предоставлены (из НАБУ в САП – ред.), и то, что я увидел с поста (народного депутата) господина Березы, то, что действительно были переданы какие-то материалы, выделенные из уголовного производства, военной прокуратурой, это действительно было так. Я до сих пор не получил ответа из НАБУ, где эти материалы, но я получил ответ от главного военного прокурора Матиоса, который подтвердил, что эти материалы направлялись и, действительно, там было 87 листов переписки, где упоминались и ОВ (Олег Гладковский – ред. ), и некий Игорь (Гладковский – ред.)”, – сказал руководитель САП.
По его словам, до сих пор нет официальной информации от НАБУ, где эти материалы находятся сейчас и какова их судьба.
Холодницкий подчеркнул, что по этому производству и далее не проводились бы активные следственные действия, если бы не журналистское расследование.
ФСБ России перекрыла схемы поставок комплектующих для украинского ОПК
На прошлой неделе российская Федеральная служба безопасности (ФСБ) перекрыла все схемы поставок комплектующих для украинского оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
“Укроборонпром” платил “Оптимумспецдетали” за реально поставленные узлы и детали. Более того, они проходили “военприемку”, которая приняла 95 % этих узлов и деталей, и они использовались для “Укроборонпрома”. Для тех, кто одевает камуфляж и кричит о необходимости уничтожения страшных схем по ввозу из России контрабандой узлов и деталей, скажу: новые украинские ракеты среднего радиуса дальности сделаны, в том числе, и благодаря тому, что “Укроборонпром” закупил по подобной схеме часть необходимых изделий”, – рассказал Луценко.
На реплику одного из присутствующих: “Юрий Витальевич, я вас умоляю” – Генпрокурор ответил: “Умолять уже поздно, потому что ФСБ на прошлой неделе перекрыла все, по меньшей мере нам известные, схемы перевозок”.
“Речь идет о том, что другого пути у оборонпрома я не знаю: в моментах, когда речь идет об уникальных узлах и деталях, наладить производство которых даже в Советском Союзе занимало десятки лет”, – добавил Луценко.
Журналистов программы «Наші гроші» заподозрили в фальсификации переписок
По словам главы ГПУ, утечка информации следствия о коррупции в оборонно-промышленном комплексе Украины, которая легла в основу опубликованного в конце февраля журналистского расследования, произошла в сентябре 2018 года, “на финальном этапе” расследования Генпрокуратуры.
“Мы установили точную дату, точный месяц утечки информации – это сентябрь прошлого года. Почему публикации произошли в разгар избирательной кампании, я задавать вопрос не буду: оставлю это политикам. Но то, что в телефонах нет некоторых диалогов, которые есть в расследовании, я должен сказать”, – подчеркнул Луценко.
Он уточнил, что экспертиза показала отсутствие в переписке фигурантов дела (которая была обнаружена следствием на их телефонах) некоторых диалогов, что зафиксированы в сюжете программы “Наші гроші”.
“Нет некоторых фраз и фрагментов, которые были опубликованы в журналистском расследовании”, – сообщил Луценко.
Как отметил Генпрокурор, Киевский научно-исследовательский институт Министерства юстиции по представлению ГПУ провел экспертизу трех телефонов и одного диска, который был с помощью специалистов МВД загружен с указанных телефонов.
“Экспертиза установила, что информация, собранная с трех телефонов в середине 2017 года на диск, не была монтированной, и к ней не было допущено постороннего вмешательства. Эта информация может стать предметом следствия, собственно, НАБУ (в случае, если они захотят проводить это следствие по своей подследственности о хищении средств или злоупотреблении служебными обязанностями), а также ГБР о возможных коррупционных действиях любых правоохранителей, ГПУ, ГФС, кого угодно”, – добавил Луценко.
Кроме того, Луценко отметил, что не все то, что содержится на диске (в распоряжении правоохранителей), совпадает с тем, что было обнародовано журналистами.
“При анализе того, что есть на диске, и того, что нам показывал господин Бигус, не все совпадает. Я не уполномочен вам проводить анализ, но скажу, что мои прокуроры говорят, что разговоры, которые были показаны между (работником “Укроборонпрома” Виталием) Жуковым и гендиректором “Укроборонпрома” Павлом Букиным – такой переписки в телефонах нет”, – заявил глава ГПУ.
Директор Государственного бюро расследований Роман Труба заявил, что ГБР вызывает журналистов программы “Наші гроші” на допрос в рамках уголовного производства относительно хищений в “Укроборонроме”.
Он уточнил, что в ГБР зарегистрировали одно уголовное производство по факту хищений в “оборонке”, которые стали темой журналистского расследования (речь идет о возможном получении неправомерной выгоды сотрудниками Национального антикоррупционного бюро, Службы безопасности Украины, прокуратуры и Государственной фискальной службы).
“В рамках досудебного расследования мы вызвали журналистов, которые проводили расследование, для их детального допроса. Кроме того, мы принимаем меры, чтобы получить доступ к материалам дела, а также проверок, о которых идет речь в журналистских расследованиях. В дальнейшем мы будем проводить другие действия в зависимости от полученных результатов. Мы все заинтересованы, чтобы как можно скорее провести объективное полное расследование и получить ответы на все вопросы. На сегодняшний день ГБР зарегистрировало одно уголовное производство. Я не исключаю, что в дальнейшем будут регистрироваться другие уголовные производства”, – отметил Труба.
“Укроборонпром” еще в 2017 году прекратил сотрудничество с фирмой Рогозы
Заместитель гендиректора по безопасности “Укроборонпрома” Владислав Гадион заявил, что “Укроборонпром” передавал в правоохранительные органы всю информацию о проверке поставщиков оборонных предприятий, в том числе о “Оптимумспецдетали”.
“За период с 2014 года … было передано 226 материалов в правоохранительные органы. Они были основанием для возбуждения 75 уголовных производств или использованы в рамках этих производств. Они были и объектами журналистских расследований”, – заявил Гадион, подтвердив информацию представителя Житомирского бронетанкового завода относительно проблем, которые возникали с качеством деталей “Оптимумспецдетали”.
По его словам, на основании этих жалоб концерном была инициирована ревизия всех договорных отношений компании “Оптимумспецдеталь” со всеми предприятиями “Укроборонпрома”.
“После этого сотрудничество с компанией “Оптимумспецдеталь” было прекращено. Это 2017 год. Кроме того, все действия, которые проводил “Укроборонпром” по проверке поставщиков, по компании “Оптимумспецдеталь”, они направлялись официально в правоохранительные и контролирующие органы. Несмотря на это, я сам стал объектом проведения следственных действий и обысков, которые у меня проведены позавчера одним из антикоррупционных органов. И я считаю это давлением на меня и на ту работу, которую я провожу со своим подразделением”, – заявил Гадион.
В свою очередь бывший заместитель генерального директора по безопасности “Житомирского бронетанкового завода” Олег Лозовой рассказал о встрече с фигурантами журналистского расследования Жуковым и Шевченко, приезжавшими на предприятие, чтобы заставить возобновить сотрудничество с “Оптимумспецдеталью”.
“На предприятие прибыли Жуков и человек по имени Евгений (Шевченко – ред.). Я лично был приглашен на проведение беседы, которая длилась около 40 минут. Тема беседы была о том, чтобы мы снова начали работать с “Оптимумспецдеталью”. Наше предприятие было инициатором дисквалификации этого предприятия среди поставщиков товаров и услуг на ГК “Укроборонпром”. С самого начала на нашем предприятии с ними сложились очень плохие отношения”, – сообщил Лозовой.
По его словам, Жуков и Шевченко в конце разговора угрожали руководству предприятия, подчеркивая, что для завода “наступят последствия”, если сотрудничество с “Оптимумспецдеталью” не возобновится.
Ранее Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) открыло уголовное производство на основании фактов, изложенных в расследовании журналистов программы “Наші гроші”. Так, журналисты сообщили, что сын заместителя секретаря СНБО Игорь Гладковский якобы был участником миллионных схем по хищению в оборонном комплексе. Журналисты утверждают, что Игорь Гладковский вместе с партнерами организовал примерно в 2015 году поставки контрабандных российских деталей для военной техники. При этом государственные оборонные предприятия якобы переплачивали за товар в 2-4 раза, покупая его у фирм-прокладок.
4 марта Президент Украины Петр Порошенко уволил Олега Гладковского с должности первого заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО).
6 марта Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) поручил провести аудит и ревизию деятельности государственного концерна “Укроборонпром” и входящих в него предприятий с привлечением иностранных экспертов.