Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос заверил, что в “Иловайском котле” ошибок украинского военного командования не было, а также, что в Украине состоится суд по этой трагедии.
Об этом Матиос заявил в эфире программы на телеканале ZIK.
“Неверно отданные приказы в данном случае не могут быть основой той трагедии, которая наступила. У нас, несмотря на проведение АТО, на территории своей страны, без посягательства на соседей, произошло прямое вторжение огромной группировки Российской Федерации. В этом заключалась ментальная ошибка, мировоззренческая … И я бы не поверил, что произойдет вторжение. На это вторжение никто не рассчитывал”, – отметил Матиос.
По его словам, после того, как город фактически был взят в кольцо, возможность выхода была только в одном случае – под прямой огонь врага, который фронтально окружил украинских бойцов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ГПУ опубликовала результаты расследования Иловайской трагедии
“Русские сказали: сдайте оружие, мы вас отпускаем. Все знают, что все отказались. Шла борьба за почти 800 человек, которые могли выйти из Иловайска. К сожалению, из Иловайска вышло гораздо меньше человек. Только нами установлено 300 лиц, попавших в плен”, – рассказал главный военный прокурор.
Матиос заверил, что ошибок украинского военного командования не было, а также, что в Украине состоится суд по этой трагедии. Он отметил, что относительно российского министра обороны, генералов генерального штаба русской армии, генерала Богдановского, который отдал непосредственный приказ на расстрел с крупнокалиберного артиллерийского оружия наших бойцов, состоится заочное осуждение.
“Кроме того, мы устанавливаем россиян, выносим подозрение, и уже 78, которые, в том числе, принимали участие в операции Иловайска … Кажется, более 40 уже осуждены с реальными приговорами”, – рассказал Матиос.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В ГПУ обнародовали видеоотчет расследования по военной агрессии РФ против Украины
Он отметил, что генерал Петр Литвин в августе 2014 года отошел со своих позиций в Донецкой области и сделал единоправильный выбор.
“Ответ на вопрос, который тревожил общество, что генерал Литвин бросил всех и убежал. Как бы это кому не нравилось, я могу утверждать и это подтвердит любой военный. По всем воинским уставам генерал Литвин сделал правильный выбор, у него не было ни одной ошибки. Если бы на тот момент разгромили штаб 8-го корпуса, который составлял группировку “Д”, нам бы пришлось заходить в Минск не с позицией примирения, а полной капитуляции. Это подтверждено документами”, – убеждает Матиос.
Матиос отметил, что осенью 2014 года руководство ВСУ делало все, чтобы спасти украинских бойцов.
“Поэтому желание гражданского дать оценку военному немного корреспондируется. Разнородность сил и средств, которые привлекались для проведения операции под Иловайском была кардинально разной. Военнослужащий, который действует по уставу это одно, а доброволец, который действует по специализированным законам совсем другое. Он не несет ответственности, как военный, как тот что не выполнил приказ командира. Не было на тот момент сил и средств”, – рассказал главный военный прокурор.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Команду о расстреле украинских военных под Иловайском давал Генштаб РФ, – Генпрокурор
Матиос, комментируя результаты расследования по Иловайской трагедии, рассказал, что после парада по случаю Дня Независимости в 2014 году на фронт на самом деле отправилась рота бойцов АТО. А остальные участники парада – это были курсанты, которых, согласно законодательству, нельзя было отправлять на Донбасс.
Матиос также заявил, что, по его мнению, парламентская ВСК по Иловайской трагедии является политически ангажированной.
“За 27 лет временные парламентские комиссии собрали тысячи и тонны хлама, иначе я его не назову, который невозможно нигде применить. Потому что … доказательства, они необъективны и политически ангажированные, поскольку временная комиссия состоит из тех всех, находящихся в Парламенте. Мы сделали бесстрастное расследование. Кто хочет нас ревизовать – завтра, пожалуйста”, – отметил Матиос.
Отвечая на вопрос, почему даже не рассматривалась ответственность политического руководства за трагедию в Иловайске, Матиос ответил, что политическое руководство не руководит военными операциями.
“Есть тот, кто подписывает боевое распоряжение, рассчитывает расчет сил, отдает приказы. Политическое руководство не отдает военные приказы”, – отметил главный военный прокурор Украины.
Матиос также опроверг утверждение военных экспертов, что многие приказы в дни Иловайской трагедии были устными.
16 августа 2016 года глава Виктор Муженко сказал, что введение регулярных войск России в Иловайск было “шагом отчаяния”.
26 августа 2016 года Виктор Муженко заявил, что Иловайскую трагедию спровоцировал ряд причин, а его деятельность должна оценивать не Генпрокуратура, а соответствующие суды.
2 сентября 2016 года Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко сообщил, что в результате Иловайской трагедии 366 человек погибло, еще 300 – попало в плен.
2 сентября 2016 года Луценко рассказал, что следствие не зафиксировало боевого приказа об отступлении украинских воинов из-под Иловайска.