После старта военной операции России в Сирии, в Москве и Багдаде зазвучали слова о том, что Кремль может расширить свою военную активность на территорию Ирака, если власти страны обратятся с соответствующей просьбой.

По мнению экспертов разведывательно-аналитической компании “Stratfor”, экспансия России в Ирак вполне возможна. Россия уже показала, что в состоянии поразить цели на территории этой страны, если потребуется, цели в Ираке попадают в радиус действия российских ракет на Каспийском море и самолетов Су-24 и Су-34, находящихся на базе в Сирии. У самолетов для пролетов над Ираком будет меньше времени, чем над Сирией, но это можно исправить с помощью дозаправки в воздухе.

Дозаправка, впрочем, несет свои риски – увеличивается вероятность аварий, потребуется отвлечь ресурсы от сирийской операции. Поэтому для России альтернативой вылетов с берега Средиземного моря может стать размещение собственных баз в Ираке – тем более, что Москва успела продемонстрировать, что может развернуть эффективную военно-воздушную базу в чужой стране приблизительно за месяц.

С организацией баз в Ираке сопряжены две проблемы. Во-первых, это потребует от Москвы больших финансовых затрат на фоне и так дефицитного бюджета. Во-вторых, российские и американские военные окажутся рядом на территории одной страны. Это вполне может оказаться в числе целей России, отмечает Stratfor, но следует понимать, что такой шаг одновременно повысит риск инцидентов и может заставить Вашингтон и Москву перейти к более тесному сотрудничеству.

По мнению аналитиков, присутствие американских войск в Ираке скорее всего отвратит Кремль от решения разместить в стране собственные сухопутные силы. Это, в свою очередь, будет означать, что России придется координировать свои действия с иракскими военными и полагаться на их данные, что, вероятно, снизит эффективность авиаударов.

Наконец, просить помощи у Кремля опасно для самого Багдада: он может осложнить свои отношения с США. Вашингтон уделяет Ирану гораздо больше внимания, чем уделял Сирии, и чтобы решиться потерять эту поддержку, Багдад должен найти в союзничестве с Москвой огромные для себя преимущества.

Впрочем, отмечают эксперты разведывательного агентства, даже без экспансии в Ирак активность на Ближнем Востоке имеет для России большое значение. Посредством операции в Сирии Москва тестирует собственную способность проводить военные кампании в воздухе. Это первый подобный шаг для постсоветской России и именно он может стать моделью для последующих воздушных предприятий Москвы.

Напомним, 1 октября, премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади заявил, что “будет приветствовать” удары авиации России по позициям ИГИЛ” в Ираке, однако пока не получал подобных предложений от Москвы.

Россия может осуществить авиаудары по позициям ИГИЛ на территории Ирака, если власти страны обратятся с соответствующей просьбой. Об этом сообщил директор департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России Илья Рогачев.