Литовские таможенники ведут расследование ввоза в Украину автомобилей на еврономерах. Об этом заявляет Государственная фискальная служба Украины (ГФС). Результатом могут стать серьезные проблемы для владельцев “евроблях”, масса дел в украинских судах и миллионные штрафы. Кроме того, возникает вопрос, что будет с машинами на еврономерах, которые волонтеры сотнями завозили для нужд военных в зону АТО? #Буквы вместе с экспертами разбирались в ситуации.
СХЕМЫ И ЛАЗЕЙКИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Старт истерии как владельцев авто на еврономерах, так и СМИ положило сообщение ГФС о расследовании, которое начали литовские таможенники. Как утверждают украинские фискалы, их литовские коллеги отреагировали на запрос и начали расследование незаконного ввоза в Украину литовских авто. А позже появилась информация о том, что на территории Литвы действуют 239 литовских компаний-владельцев авто, которые выдают доверенности на право пользования ими гражданам Украины. Некоторые из этих фирм носят признаки фиктивности, регистрируют по 200 машин, при этом фактически являясь пустышками, и реализуют незаконные схемы ввоза авто в Украину.
Кстати, о схемах. Их несколько. Первая – самая простая и самая ненадежная: машина завозится в режиме “транзит”. Срок пребывания такого авто на территории Украины ограничен статьей 95 Таможенного кодекса и составляет от 5 до 10 суток. В большинстве случаев этой схемой пользуются жители приграничных сел, пересекая границу раз в пять дней. Впрочем, есть и такие, которые рискуют ездить на транзитных номерах на постоянной основе или покупают на СТО справку о том, что машина находится на аварийном ремонте.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Южанина: законопроект о растаможке авто с иностранной регистрацией готов
Другая схема ввоза б/у авто из ЕС использует лазейку в 380 статье Таможенного кодекса. Эта законодательная норма позволяет нерезиденту ввезти в Украину авто с иностранной регистрацией сроком на один год, без уплаты таможенных платежей и только для личного пользования. Таких перевозчиков с паспортами ЕС украинские автодельцы называют “верблюдами”: их функция – сесть за руль авто и пересечь границу, после чего они получают расчет за свои услуги, отдают ключи и возвращаются на родину. А реальный украинский заказчик авто получает своего железного коня в обход всех налоговых платежей. Кроме того, фирма-перегонщик, на которую трудится “верблюд”, выдает заказчику пакет документов, где он числится сотрудником европейской компании, которой якобы и принадлежит автомобиль. А украинский водитель по поручению, например, литовской компании, получает лишь право пользоваться им. Это, кстати, относительно легальный метод. Но если информация о литовских фирмах-пустышках подтвердится и многие из них окажутся фиктивными и уклоняющимися от налогов, то все имущество компании, вместе с машинами, которые уехали в Украину, будет арестовано литовскими налоговиками.
Между тем стоимость таких европейских машин, “спрятанных” от всех пошлин и налогов, порой в два-три раза ниже, чем “чистого” авто аналогичного года и состояния, на украинских номерах, за которые уплачены все сборы. А шанс быть даже просто остановленным полицией у украинского водителя «евробляхи» весьма невелик.
Как объяснил #Буквам директор департамента коммуникации Министерства внутренних дел АРТЕМ ШЕВЧЕНКО, Национальная полиция Украины не имеет права останавливать и проверять водителя только потому, что он катается на авто с еврономерами.
– Сам факт нахождения авто с иностранными номерами на территории Украины не является правонарушением, – говорит Артем Шевченко. – Водитель, например, с литовскими номерами, такой же участник дорожного движения, как и все остальные. Полиции нужны сугубо юридические основания (в рамках ее компетенции), чтобы остановить такое авто. Например, водитель нарушает ПДД или совершает преступление. Безусловно, у нас есть выборочные операции по авто на еврономерах, но совместно с налоговиками. Инициаторами этих операций являются налоговики.
АВТО НА ШТРАФПЛОЩАДКУ И В СУД?
В итоге “евробляха” остается зарегистрированной в Европе (часто на фиктивную фирму), а в реальности катается по дорогам Украины. Впрочем, после того, как ГФС Украины начала сотрудничать с литовскими таможенниками, ситуация может резко измениться. Дело в том, что в СМИ появилась информация: якобы литовцы предоставили украинцам базу данных Regitra, которая в режиме онлайн позволяет получать всю информацию о зарегистрированном в Литве автомобиле. По другой информации, речь идет о некой закрытой базе данных авто с просроченной регистрацией.
В возможности получения баз данных сомневается бывший глава Государственной таможенной службы АНАТОЛИЙ МАКАРЕНКО.
– С литовской таможней мы всегда поддерживали самое конструктивное сотрудничество. Этим хорошим рабочим отношениям уже два десятка лет, – рассказывает Анатолий Макаренко. – Но чтобы предоставить доступ к каким бы то ни было базам данных, которые отсутствуют в публичном доступе, необходимо соответствующее подписание процессуальных, правовых документов. Кроме того, насколько я знаю по своему опыту работы, страны Евросоюза всегда очень осторожно относились к предоставлению Украине информационных баз. Дело в том, что государственные органы Украины зачастую не могут обеспечить сохранность и конфиденциальность баз данных, не могут гарантировать, что информация не “утечет” и не будет использована вне ведомства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: “Растаможка по-европейски”: чего добиваются автомобилисты в Киеве
Как рассказал #Буквам генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров ОЛЕГ НАЗАРЕНКО, в случае, если возникнет реальная возможность проверить, числится ли машина на регистрации в Литве, для украинских водителей авто на еврономерах могут наступить трудные времена.
– Закон “О безопасности дорожного движения” Литвы предполагает, что раз в полгода владелец зарегистрированной в Литве машины должен переоформить страховку и периодически проходить техосмотр (тоже в Литве – прим. ред.), – объясняет Олег Назаренко. – В противном случае авто просто “слетает” с регистрации. И тогда уже фактически на территории Украины оно становится транспортным средством не с иностранной регистрацией, а без какой бы то ни было регистрации вообще. А это, в свою очередь, дает возможность полиции поставить такое транспортное средство на штрафплощадку и вернуть только юридическому владельцу.
Впрочем, для украинского владельца “евробляхи” потерять авто, скорее всего, будет наименьшим злом. Дело в том, что статья 485 Таможенного кодекса трактует его действия как “направленные на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей”. А штрафы предусмотрены в размере 300 % от неоплаченных платежей, в том числе таможенной пошлины, акцизного налога и НДС. Штрафы, выписанные водителям на еврономерах, шокируют. Например, в начале ноября в Одессе суд первой инстанции оштрафовал водителя Cadillac Escalade 2007 года выпуска на литовских номерах более чем на 3 миллиона гривен, а машину увезли на штрафплощадку. Кстати, по данным ГФС, на 1 ноября на территории Украины находятся более 59 тысяч транспортных средств с литовской регистрацией. Из них 44,6 тысячи – ввезенные в режиме временного ввоза.
Фото: Данил Павлов / «Сегодня»
Между тем водители авто на европейских номерах говорят, что на самом деле в Литве никакого расследования не введется, а то, что украинские фискалы выдают за расследование, – не более, чем ежегодная аудиторская проверка.
– Если честно, я уже не знаю, чему верить, – рассказал #Буквам МАКСИМ – владелец Audi 2008 года на литовских номерах. – Сначала я подумал: все – конец, придется машину отдавать на разборку и пересаживаться на двадцатилетние гнилые “Жигули”. Но потом друзья в Литве сказали, что это плановая аудиторская проверка литовских компаний, которая проходит каждый год. Так что пока все ждем официальных сообщений о ходе расследования и о том, есть оно или нет в принципе.
В комментарии #Буквам бывший глава Государственной таможенной службы Украины Анатолий Макаренко заявил, что, скорее всего, литовцы действуют в плановом режиме, а совместные расследования Украины и Литвы – маловероятны.
– Думаю, что заявленное нашей ГФС расследование, которое якобы ведет таможня Литвы, – не более, чем пиар-ход, – говорит Анатолий Макаренко. – Конечно, если выяснится, что литовские фирмы-перегонщики нарушали налоговое законодательство Литвы, то фискальные органы этой страны проведут проверки и накажут виновных. В плановом режиме, спокойно без авралов и истерик. Но говорить о какой-то спецоперации или совместном спецрасследовании фискалов Литвы и Украины – вряд ли сейчас возможно. За такими действиями и операциями должна стоять очень серьезная работа, в том числе в законодательном поле двух стран.
В ЗОНЕ АТО – СОТНИ “ЕВРОБЛЯХ”, А НА РЫНКЕ АВТОЗАПЧАСТЕЙ – ДЕМПИНГУЮТ
В 2014-2015 годах, чтобы хоть как-то помочь фактически “бесколесной” украинской армии, волонтеры добывали авто для зоны боевых действий отовсюду, в том числе завозили из ЕС. В основном это были старые, но крепкие джипы 90-х годов для нужд офицерского состава и пикапы, которые армейские инженеры и умельцы переоборудовали в гантраки, устанавливая пулеметы в грузовой отсек. Также в зону АТО попадали небольшие грузовички из Европы – для доставки снаряжения и боеприпасов.
Как рассказала в комментарии #Буквам член Совета волонтеров при Министерстве обороны Украины ВАЛЕНТИНА ВАРАВА, б/у машин из ЕС в зоне АТО много, но эти машины вряд ли уже коснется начатое Литвой и Украиной расследование.
– Таких машин в период 2014-2015 годов действительно было завезено немало, но сейчас у них уже своя ведомственная регистрация (черные, военные номера – прим. ред.), – говорит Валентина Варава. – В основном авто были легализованы признанием их как гуманитарной помощи. Так что, к счастью, я пока не вижу юридического механизма, каким образом эти машины можно было бы изъять у наших военных или забрать на штрафплощадку. Это может коснуться только неперегистрированных авто, которые служат в подразделениях ВСУ на европейских номерах, но таких машин сейчас осталось мало.
Всего, по данным волонтеров, в зоне АТО сейчас катается около 1,5 тыс. бывших “евроблях”, перерегистрированных на армейские подразделения. Сколько используются “втихую”, то есть на литовских, польских, немецких номерах, – неизвестно.
– Действительно, в начале войны на востоке Украины огромное количество авто завозилось в Украину для нашей армии, для нужд фронта, – говорит бывший глава Таможенной службы Украины Анатолий Макаренко. – Но следует понимать, что тогда была критическая ситуация, и патриоты Украины делали для страны все, что могли. Если сейчас остались незакрытые вопросы по этим машинам, то, я считаю, необходимо принять решение на координационном совещании ГФС, МВД и Минобороны, где воинские части и подразделения могли бы справками подтвердить судьбу того или иного автомобиля.
Тем временем машин на еврономерах стало значительно больше на авторазборках. Как рассказал #Буквам владелец киевской авторазборки – АЛЕКСАНДР, звонки от украинцев, желающих сдать свою “евробляху” на “органы”, поступать стали чаще.
– Но проблема в том, что большинство узлов и агрегатов не продаются за один день, – объясняет Александр, чью фамилию не указываем по его просьбе. – Например, можно легко найти клиента на оптику – фары бьются чаще в мелких городских ДТП. А двигатель или КПП может ждать своего клиента и год. Кроме того, для многих иномарок проблематично подобрать запчасть: значительное количество деталей отличается не только по марке модели авто, но и по году выпуска той же самой модели.
Тем временем на активность украинских фискалов общественная организация “Авто Евро Сила”, объединяющая владельцев авто на еврономерах, ответила пикетами в ряде украинских городов. Члены организации требуют доступной растаможки и прекращения судебного преследования. Учитывая количество машин на еврономерах в Украине (по некоторым данным, их уже около 1,5 млн), надеяться, что масса их владельцев безропотно сдатся, – очень опасно. С другой стороны, власти приходится выкручиваться, учитывая взятые ради Ассоциации с ЕС обязательства по Евро-5, и каким-то образом пытаться перекрыть поток старых авто в Украину. Пожалуй, ситуацию мог бы решить законопроект, написанный депутатами, юристами и представителями водителей авто на еврономерах.
Один из вероятных законопроектов по евробляхам был анонсирован председателем комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной еще в октябре. По ее словам, документ уже разработан.
– Мне кажется, что не в акцизном налоге горы кроются, не в нем вся причина, – заявила Южанина. – Почему не хотят официально растамаживать эти автомобили? Потому что еще есть уплата ввозной пошлины – 8,5 %, НДС – 20 % от стоимости автомобиля. Поэтому мы должны подойти взвешенно и на какой-то период времени принять такую шкалу акцизного налога, чтобы каждый гражданин захотел, смог привезти подержанный автомобиль.
Впрочем, учитывая, что водителям авто на еврономерах хочется дешевой растаможки и безграничного ввоза поддержанных авто из ЕС, а власти – как раз таки обратного, компромисс по любому законопроекту найти будет сложно.