Один из ключевых членов администрации президента США Дональда Трампа – министр торговли Уилбур Росс – имеет деловые связи с людьми из окружения президента России Владимира Путина, которые находятся под американскими санкциями.
Об этом свидетельствуют данные новой глобальной утечки документов, получившей название “Райское досье” (Paradise Papers), информирует ВВС.
Согласно обнародованным данным, Уилбура Росса связывают коммерческие интересы с базирующейся в Великобритании компанией Navigator Holdings, которая ежегодно зарабатывает миллионы долларов на транспортировке нефти и газа для российской энергетической фирмы “Сибур”.
Уилбур Росс и Дональд Трамп. Фото: ВВС
Два крупных акционера компании “Сибур” в той или иной степени находятся под санкциями США. Среди акционеров – предполагаемый зять президента России Владимира Путина Кирилл Шамалов (муж младшей дочери Путина – Екатерины Тихоновой). Он владеет 3,9 % акций компании.
Член ближайшего окружения Путина Геннадий Тимченко, в отношении которого США ввели персональные санкции, и Леонид Михельсон, основатель компании “Новатэк”, также являются крупными акционерами фирмы “Сибур”.
Сам “Сибур” и Кирилл Шамалов не находятся под санкциями. В отношении отца Шамалова Николая санкции действуют.
Как отмечает ВВС, представитель министра не отрицает информацию, ставшую известной в результате утечки данных. В то же время он заявил, что Уилбур Росс никогда не встречался с российскими акционерами “Сибура”.
Компания WL Ross & Co, которая была основана Уилбуром Россом, впервые инвестировала в Navigator Holdings в 2011 году. В ходе расследования стало известно, что Росс сохраняет финансовую заинтересованность в Navigator Holdings через ряд компаний, зарегистрированных на Каймановых островах.
Информация о некоторых из этих компаний была раскрыта Россом, когда он стал министром торговли. Из годового отчета Navigator за 2016 год следует, что 31,5 % компании на момент его публикации по-прежнему принадлежало структурам, в которых у Росса есть доля. При этом стоимость активов самого министра торговли остается неизвестной.
Инфографика: ВВС
Уилбур Росс стал членом правления Navigator в 2012 году. В министерстве торговли США заявили, что на момент подписания сделки с “Сибуром”в этом же году Росса в правлении компании не было.
Но с марта по ноябрь 2014 года, когда США ввели санкции против России за аннексию Крыма (в том числе против компании “Новатэк” Михельсона), Уилбур Росс все еще был членом правления Navigator.
В течение этого периода Navigator продолжала расширять свои связи с “Сибуром” (так, российский холдинг обеспечил 9,1 % общей выручки компании в 2015 году по сравнению с 5,3 % в 2014 году).
Росс покинул совет директоров Navigator в ноябре 2014 года, когда его место заняла Венди Терамото – бизнес-партнер нынешнего министра торговли США.
В 2016 году “Сибур” по-прежнему входил в пятерку основных клиентов Navigator, преимущественно экспортируя российский газ в Европу.
Уилбур Росс и Дональд Трамп знают друг друга более четверти века. Росс сыграл ключевую роль в сделке о банкротстве казино Трампа “Тадж-Махал” в Атлантик-Сити в 1990-х годах.
Биограф Трампа Дэвид Кей Джонстон как-то заявил: “Уилбур Росс был ключевым переговорщиком в ситуации, когда Дональду Трампу удалось миновать банкротства и попадания на свалку истории. Потому что Росс видел ценность в имени Трампа”.
Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) опубликовал в воскресенье выдержки из примерно 13,4 млн документов, касающихся финансов политических деятелей целого ряда государств.
В январе 2017 года власти Панамы приостановили расследование утечки документов местной юридической компании Mossack Fonseca, из которых следовало, что фирма помогала многим известным зарубежным политикам и звездам создавать офшорные счета и управлять ими.
В июне 2016 года в Женеве в офисе оператора офшоров, ставшего известным благодаря публикации “панамских документов”, Mossack Fonseca прошли обыски.
В апреле 2016 года журналисты Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) обнародовали крупнейшее расследование, в котором раскрываются коррупционные схемы: в обнародованных документах упоминаются 72 нынешних или бывших главы государств, их родственники и друзья, а также высокопоставленные чиновники, бизнесмены и деятели культуры.