В начале декабря 2015 г. в Киеве открылась пиццерия с итальянским названием Veterano. Выбрано оно было неслучайно – пиццу в этом ресторане готовят ветераны антитеррористической операции (АТО) на Донбассе. Корреспонденты американской газеты The New York Times побывали в заведении и поговорил с его основателями.
Как пишет The New York Times, идея открыть пиццерию принадлежит бывшему бойцу АТО Леониду Остальцеву.
Он вместе с 5 боевыми товарищами трудится в Veterano на кухне, стараясь забыть о войне.
Этот ресторан – призыв к действию и место для отдыха – стал оплотом надежды для многих вернувшихся из Донбасса украинских военных.
Кто-то из них, пишет издание, не находя себе применения в мирной жизни, спивается или просто бедствует.
Но такие активные ветераны, как Остальцев, показывают остальным, что жизнь после войны существует.
В ситуации, когда государство не способно поддержать всех вернувшихся с востока страны военных (в Киеве их порядка 12 тыс. чел. из всех 50 тыс. вернувшихся домой), сотни ветеранов ищут работу и способы отвлечься от пережитого.
Многие получают лишь мизерные пенсии, а обещанный каждому ветерану бесплатный кусок земли, кажется, ждать уже бессмысленно – бюрократия сделала свое дело. Но есть и положительные примеры: некоторым удалось открыть небольшой бизнес с помощью совета ветеранов. Veterano – один из них.
Остальцев, вернувшись домой после года на фронте, не только понял, что сдаваться не будет, но и решил помогать другим – он был волонтером в Ассоциации ветеранов, а позже, когда создал пиццерию, начал нанимать на кухню бывших братьев по оружию.
Средства предоставил некий украинско-американский инвестор. Ни один пожарный или санитарный инспектор ни разу не просил взятку у хозяев пиццерии.
“Нужно быть очень смелым, чтобы решиться потребовать с нас взятку”, – рассказывает шеф-повар Veterano Рафаэль Агаев.
Сейчас Veterano в день производит порядка 150 пицц – вместо двух поваров, как изначально планировалось, пиццу в ресторане готовят 5 чел.
Но это еще не все. По выходным здесь проводят бесплатные мастер-классы по приготовлению пиццы для детей ветеранов.
Также любого бывшего военного угостят бесплатной пиццей. Вероятно, поэтому ресторан пока еще не окупил себя, хотя и пользуется огромной популярностью.
Однако Остальцев говорит, что деньги в этом деле для него совсем не главное.
В заведении также организовали кампанию по отправке пиццы в госпитали для ветеранов.
За первый месяц работы ресторана на это было собрана немыслимая (по украинским меркам) сумма – 3,5 тыс. долл.
Пицца в Veterano, конечно, имеет особый украинский колорит.
В меню преобладают жирные и мясные наполнители – все, как любят настоящие мужчины: много бекона, ветчины, салями и даже сала.
“Мы же украинцы. Чем больше, тем лучше”, – говорит Остальцев. Пиццы настолько жирные, что их поверхность издали напоминает горный ландшафт с впадинами рек и озер, шутят журналисты The New York Times.
У кассы Veterano можно наткнуться на настоящую (но обезвреженную) ручную гранату, а также целую коллекцию солдатских амулетов: тряпичных кукол, гильз, раскрашенных под пасхальные яйца, и прочих мелочей, бережно сохраненных бойцами.
Основатели пиццерии настроены решительно и позитивно.
“Тяжело, жарко, но братья со мной”, – рассказывает о своей работе на кухне Остальцев. Начинать свое дело было немного страшно, но сейчас они уже не переживают. Ведь деньги – это самое большое, что они в этот раз могут потерять, резюмирует издание.
Ранее героями публикаций в The New York Times становились украинские женщины-полицейские и 11-летний мальчик из Донецка.